или Зарегистрироваться

8-913-532-77-14

Информационно-консультационный центр для студентов

Готовые работыИстория государства и права зарубежных стран

Режим сегунатов в Японии- 11-19 века.

2006

Важно! При покупке готовой работы
сообщайте Администратору код работы:

06-3-108

приблизительное количество страниц: 25



Соглашение

* Готовая работа (дипломная, контрольная, курсовая, реферат, отчет по практике) – это выполненная ранее на заказ для другого студента и успешно защищенная работа. Как правило, в нее внесены все необходимые коррективы.
* В разделе "Готовые Работы" размещены только работы, сделанные нашими Авторами.
* Всем нашим Клиентам работы выдаются в электронном варианте.
* Работы, купленные в этом разделе, не дорабатываются и деньги за них не возвращаются.
* Работа продается целиком; отдельные задачи или главы из работы не вычленяются.



Содержание

Введение. 3

1. Установление сегуната в Японии. 5

2. Сегунат в период Камакуры.. 12

3. Сегунат в эпоху Токугава. 17

4. Свержение сегуната. 20

Заключение. 24

Список использованной литературы.. 25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение История государства и права зарубежных стран есть закономерная смена типов и форм государства, а также правовых систем на территории зарубежных стран.

История государства и права изучает политические и правовые институты, ее интересуют конкретные политические и правовые явления,

для показа общих поступательных тенденций развития государства и права.

Уяснение реального значения различных государственных и негосударственных органов и социальных группировок, стоящих за ними. Имеет большое значение для уяснения смысла исторических процессов, происходящих в определенный период. Только в этом случае возможно правильное понимание особенностей государственно, общественного и политического режима в любом государстве.

Особенностью развития Японского государства является то, что оно довольно поздно встало на путь капиталистического развития, чему послужили определенные причины. Одной из которых например является сегунат.

В истории Японии большой период занимал сегунат.

Условно период сегунта в Японии подразделяют на два больших периода: камакурский сёгунат и сегунат Токугава.

Изучение процесса создания камакурского сёгуната в значительной степени проясняет и корректирует представление о генезисе социального значения служилого сословия в Японии.

Освещение политической истории данного периода имеет особое значение, так как способствует более точному пониманию роли императорской власти и личности императора в Японии.

Период сегуната Токугавы показывает одновременно и расцвет и сверженеие сегуната.

Необходимость исследования данной темы вызвана также и тем, что в российской историографии, в отличие от западной, этому вопросу было уделено недостаточно внимания. Между тем, исследование вопроса установления власти самурайского сословия позволит более адекватно представить не только особенности японского средневековья, но и значительно расширит возможности оценки европейской традиционной истории.

Цель написания настоящей работы исследование
режима сегуната в Японии в XI XIX веках.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач, в частности:

- рассмотреть процесс установления сегуната в Японии;

- рассмотреть развитие сегуната в период Камакуры и в эпоху Токугавы;

- рассмотреть процесс свержения сегуната.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Установление сегуната в Японии

 

Верховным правителем Японии являлся император. Уже в VIII веке в сознании японцев прочно укрепился принцип легитимности императорской власти. То есть император, и никто другой может быть главой государства. В конечном счете, именно это позволяло держать народ в относительной покорности.

Высшая государственная власть в Японии принадлежала Государственному совету, выполнявшему функции правительства. Непосредственные управленческие функции в Совете осуществляли два министра, опирающиеся в свою очередь также на советников.

В правительстве находилось 8 ведомств (двора, культа, складов и финансов, верховных дел, гражданских дел, церемоний и чинов, военных и публичных дел).

Японский феодальный класс не был однороден. Его верхушку составляли: правивший Японией сегун и его род (Токугава).

В тот период в Японии устанавливается новая форма правления - сёгунат - своеобразная форма военной диктатуры, при которой власть сосредоточена в руках сёгуна - великого полководца.

Первые попытки - смуты годов Хо:гэн (1156) и Хэйдзи (1159) - были военными инцидентами, случившимися в столице и имевшими отношения к конфликту в императорском доме. Война Гэмпэй (1180-1185) стала уже конфликтом, затронувшим все слои населения, в ходе которого наиболее сильной группировкой оказались сподвижники Минамото Ёритомо (1147-1199), добившиеся вместе со своим лидером определенного официального статуса и независимости от столичной власти. Смута годов Дзё:кю: (1221) привела к окончательной утрате независимости императорского дома и ссылке экс-императора Готоба (1180-1239), после чего (более, чем на сто лет) сёгунат в Камакура становится единственным центром военной силы

в стране.[1]

Сёгунат как институциональная форма господства буси был уже не первой попыткой захвата власти. Эта система стоит в ряду множества попыток альтернативного управления страной, с одной из которых, в частности, с системой инсэй (правление отрекшихся императоров), она и будет сравниваться. На протяжении большей части истории Японии император и императорская фамилия испытывали существенное внешнее воздействие политических сил, которые небезуспешно пытались брать власть в свои руки: род Сога (VII в.), род Фудзивара (IX-XI вв.), отрекшиеся императоры (середина XI - 2-я половина XII вв.), род Тайра ( 70-е гг. XII в.), сёгунаты Минамото-Хо:дзё: (XII-XIV вв.), Асикага (XIV-XVI вв.) и Токугава (XVII - середина XIX вв.).
Камакурский сёгунат стал попыткой выстроить систему власти, параллельную существовавшей.

До бакуфу попытки достичь политического могущества были результатом внутридворцовых интриг. Даже Тайра Киёмори (1118-1181), первого представителя военного рода, взявшего власть в свои руки, можно скорее отнести к числу дворцовых политиков. Своей службой при дворе он создал множество прецедентов, которые были потом использованы его политическими соперниками и преемниками. Однако его карьера скорее выглядит как завершение эпохи Хэйан, нежели неудачный пролог к эпохе Камакура.[2]
Новизна, которая была привнесена в политическую практику с появлением бакуфу, заключается не только в географической удаленности от прежнего политического центра (хотя и этот фактор имеет значение). Новизна прежде всего в том, что появился явно альтернативный и в некоторой степени противоположный образ правления: построение новой политической модели в рамках существующего государства. Географическая удаленность была лишь очередным символом, подтверждением этой инаковости. С другой стороны, Камакура бакуфу было институционально связано с прежней системой.
В попытках установить политическое доминирование, которые предпринимали различные группировки знати в XII - начале XIII вв. можно увидеть, каковы были их устремления и как они пытались встроиться в существовавшую политическую систему.[3]

Проблема заключалась еще и в том, что попытки буси установить свою власть нельзя назвать узурпаторскими в европейском понимании. Ограничивая власть хэйанской аристократии, они не могли, да и не хотели идти против традиционного представления о роли императора. Их целью было не только физическое завоевание власти, но и легитимное ее оформление, стремление добиться от императорского двора официальной и, что самое главное, правопреемственной передачи части административных полномочий, имевшихся у императора и высшей аристократии, бывшей его ближайшим окружением.
Сёгунат в Камакура, при всех внутренних и внешних колебаниях, стал достаточно удачным политическим прецедентом, практическим руководством для преемников. В истории Японии насчитывается три сёгуната: Минамото, Асикага и Токугава. На протяжении семисот лет политическое, а затем и социальное положение самураев изменилось
ощутимо: от нелегких взаимоотношений с двором в первый период (период Камакура), через доминирование над двором во второй период (период Асикага) и, наконец, полное доминирование в обществе в третий период (период Токугава).[4]

Идея сёгуната прошла долгий путь от альтернативы придворной власти до полного ее замещения и сёгунат Токугава представляет собой настолько разработанную и мощную силу, что дворцовая политика в этот период уже не играет особенной роли.

Основателем Камакурского сёгуната считается Минамото Ёритомо (1147-1199).

В 1192 г. он принял на себя титул сэйитайсё:гун и в качестве своей резиденции выбрал провинцию Сагами, располагавшуюся в самом экономически выгодном с точки зрения землевладения регионе страны - в долине Канто6. Но существуют сомнения в том, задумывал ли лично он создание большой структуры, в которую потом превратилось бакуфу. Несмотря на очевидную слабость и исчерпанность возможностей старого правительства в Хэйан, политическая сила нарождающегося сословия еще не стала столь всеобъемлющей и полной в тот период.
От времени сокрушения дома Тайра и до момента окончательного установления господства сёхунов Минамото и их преемников, регентов дома Хо:дзё:, прошло как минимум полстолетия. Нельзя также сказать, что Ёритомо достиг абсолютной власти над двором и полного подчинения провинциальной знати.

Пост сётуна - образование формально прочное, на деле очень скоро превратилось в столь же символическую политическую субстанцию, как и должность регента при императоре, которую долгое время занимали представители дома Фудзивара. Сын Ёритомо, Ёрииэ (1182-1204), был назначен сётуном лишь в 1202 г., то есть через три года после смерти своего легендарного отца. Династия Минамото на посту сё:гуна закончилась вместе со смертью второго сына Ёритомо - Санэтомо (1192-
1219).

К власти в Камакура пришли представители дома Хо:дзё:. Жена Ёритомо, Масако (1157-1225), была представителем этого рода и уже вскоре после смерти мужа она и ее отец, Хо:дзё: Токимаса (1138-1215)
завладели ситуацией в Камакура.

С 1203 по 1333 гг. представители дома Хо:дзё: были сиккэнами - регентами при сё:гунах.

Отсюда правомерно вытекает вопрос о роли самого Ёритомо в создании бакуфу и о роли Хо:дзё:, которые установив регентство при малолетних сёхунах, назначаемых из столицы, увеличили пристройки к государственной системе еще на одну ступень: император-сё:гун-сиккэн. Правление Ёритомо было исключительно авторитарным и жестоким, а тиранического склада политические лидеры редко задумываются о Ф продолжении своей династии. Но безусловно ему принадлежит начало
новой политической традиции. Соотношение того, чего достиг сам Ёритомо, и того, что было сделано Хо:дзё: - один из вопросов, затрагиваемых в данном исследовании.

Внутренняя структура бакуфу имела срединную сущность - сплав государственных функций управления и клановых интересов дома Минамото (потом Хо:дзё:) и его вассалов. Появление самураев на исторической арене символизировало закрепление феодального уклада. В задачи бакуфу входило не только достижение власти как таковой, но и борьба за экономическое господство. Одним из самых важных достижений на первом этапе борьбы Минамото Ёритомо за власть можно считать получение им права назначения сюго и дзито: - военных управляющих и распорядителей земельным фондом в провинциях. Это была основа его внутренней поддержки. Однако наделение своих сторонников землей имело специфический характер. Сподвижники Ёритомо не получали ленные земли в вечное владение, как это было в Средневековой Европе, а назначались управляющими этих территорий. Это значительное отличие заметно затрудняет исследование вопроса о создании системы вассалитета в Японии.

Немаловажным также является и вопрос о хронологических рамках, в которые укладывается режим камакурекого правления и вообще история восхождения самураев к власти.

Политические события XII в. являли собой переход от политики дворцовой к военной политике. Именно в этот период важными стали не только внутридворцовые интриги, но также сила оружия и предрасположенность провинциальных лидеров.

Начиная с XII в. все чаще политический успех достигается не только связями при дворе и назначениями на должности, но и победами в битвах. Политическая история предыдущей эпохи, Хэйан (конец VIII - XII вв.), являет собой образцы виртуозных дворцовых интриг, комбинаций и составления политических браков. Смута годов Хо:гэн положила начало авторитету меча.

Как отрекшиеся императоры, Тайра Киёмори, Минамото Ёритомо и сиккэны дома Хо:дзё: стремились узаконить свою власть и оправдать свое присутствие во власти; какими методами они пытались возвыситься и какие из этих методов были действенными на разных этапах.
На этом пути и Киёмори, и Ёритомо, и Хо:дзё: столкнулись с обладателем более мощного авторитета - экс-императором Госиракава.

Институт инсэй, правление монашествующих императоров, зародился как оппозиция дому Фудзивара в середине XI в. и имел своей целью укрепление самостоятельности императорского дома в период позднего Хэйан в условиях постепенно феодализирующегося общества.

К императорам-инокам традиционно относятся три императора: Госандзё: (1034-1073; годы царствования 1068-1072), Тоба (1103-1156; годы царствования 1107-1123) и Госиракава (1127-1192; годы царствования 1155-1158). С некоторыми оговорками к их числу можно также отнести императора Готоба (1180-1239; годы царствования 1183-1198), хотя его попытки управлять после отречения были не столь удачными, как деятельность его предшественников. императоров инсэй были авторитет, зиждившийся на традиционных религиозных представлениях об императорской власти в Японии. После своего отречения они удалялись в монастырь, но при этом сохраняли в своих руках реальное управление государством. Они обладали ощутимым личным авторитетом, поскольку являлись главой императорского дома и, чаще всего, отцом формально правящего императора.

В период соперничества Тайра и Минамото и позднее, в начале эпохи Камакура, императоры инсэй были той силой, которая ограничивала действия буси в посягательствах на власть. Окончательно практика инсэй потеряла эффективность в борьбе с бакуфу лишь после войны годов Дзё:кю: (1222). Преодоление авторитета власти монашествующего императора, таким образом, стало одной из ключевых точек в борьбе за политическое могущество бакуфу.

Система сёгуната с некоторыми перерывами просуществовала с 1192 по 1868 год.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Сегунат в период Камакуры

 

Традиционные хронологические рамки периода Камакура - 1192-1333 гг.: от назначения Минамото Ёритомо (1147-1199) первым сётуном до уничтожения Камакура бакуфу.

В ХII в. разросся, превратившись во влиятельную силу, ведущий свою родословную от императорской линии дом Минамото-НО (или иначе - Гэндзи), обосновавшийся на востоке страны в долине Канто. А на западе набирал силу не менее родовитый клан Тайра (или Хэйкэ).

Между тем клан Фудзивара, узурпировавший власть в столице, хирел. Фактически отрезанный от провинции, он сохранял свое влияние лишь в Хэйане, полностью подчинив себе императора.

В конце XII в. между тремя этими кланами произошли вооруженные столкновения. Тайра вышли из этих войн победителями, оттеснив род Фудзивара от рычагов власти в столице. А разгромленных в бою мятежников из клана Минамото сурово покарали. Глава клана был казнен, а его 12-летний сын Минамото-но Ёритомо, самый старший из всех детей, был отправлен в изгнание - в дальний монастырь на малообжитом в то время полуострове Идзу.

Тайра, возведя своего отпрыска на престол, монополизировали все руководящие должности при дворе. Их воины, проводя время в праздности и безделье, теряли боевую выучку. Никто не обращал внимания на угрозу с востока, где набирали силу вооруженные отряды обделенного властью и почетом клана Минамото, группировавшиеся вокруг повзрослевшего и возмужавшего Ёритомо.

Скопив достаточно сил, Ёритомо в 1180 г. решил бросить вызов дому Тайра. Недолгим взлетом в эти годы оказалась судьба двоюродного брата Ёритомо - Минамото-но Ёсинака. В 1183 году он захватил столичный Киото, но вскоре вышел из доверия у Ёритомо и был убит. На помощь к старшему брату поспешил Ёсицунэ. Он и возглавил поход Минамото на Хэйан. Одержав серию блистательных побед, Ёсицунэ в завершение пятилетней военной кампании нанес войскам Тайра сокрушительное поражение в морской битве при Данноура в Симоносэкском проливе. Судя по хроникам того времени, в ней участвовало свыше ста тысяч человек, а семистам кораблям Минамото противостояли пятьсот кораблей Тайра.

Можно было ожидать, что победители воцарятся в столице, вновь запустив маховик придворных интриг и местнических споров. Но Ёритомо поступил иначе. Он заставил императора признать свою верховную власть над восточными районами страны. Там же, в маленькой приморской деревушке Камакура, подальше от столичной суеты, находилась и его штаб-квартира. Выбор места был обусловлен не только близостью его к родовым владениям Минамото, но и уникальными природными условиями: прижатая к морю деревня была со всех сторон окружена горными цепями, защищавшими ставку Ёритомо от нападения врагов. Свою новую резиденцию Ёритомо назвал бакуфу (полевая ставка).

Чтобы укрепить властные позиции бакуфу, Ёритомо пригласил к себе на службу ряд наиболее способных, но не добившихся успеха в столице чиновников. Самым влиятельным среди них стал Оэ-но Хиромото, которого еще при жизни называли мешком мудрости. Усилиями этих советников в Камакуре было создано правительство, по форме - теневое, но по сути - обладавшее всей полнотой власти в стране. Минамото позволил обитателям Хэйанского императорского дворца продолжать игры в государственное правление, но рычаги реальной власти сосредоточил в Камакуре. Это, кстати, соответствовало типично японскому стилю отправления властных функций, когда сохранялись внешние атрибуты императорской власти, а истинные дела вершились всемогущими регентами, наставниками, канцлерами как бы из-за ширмы.

Следуя рекомендациям Оэ-но Хиромото, Ёритомо стал формировать основу централизованного военного правления. От власти устранялись не только бывшие враги, но и недавние друзья и соратники. Ёритомо не нужны были конкуренты. Попал под нож чистки и прославленный полководец Минамото-но Ёсицунэ. Спасаясь от вероломного брата, конфисковавшего его земли, Ёсицунэ с кучкой приближенных сбежал на север, в полупустынный Тохоку, где попытался укрыться у своих недавних противников - феодалов из клана Фудзивара. Однако преданный друзьями, внезапно напавшими на него, Ёсицунэ вынужден был покончить жизнь самоубийством.

В 1192 г., расправившись со всеми своими врагами, Минамото-Но Ёритомо присвоил себе титул сэйи тайсёгун (великий полководец, покоритель варваров). Войны с айнами, которых постепенно отжимали на север, действительно велись. Но титул сёгуна как верховного военного правителя Японии просуществовал почти семь веков (как в военное, так и в мирное время), вплоть до Реставрации Мэйдзи в 1868 г.

Однако неограниченной властью сёгуна Ёритомо наслаждался сравнительно недолго. В 1199 г. он умер, оставив бразды правления своему старшему сыну Ёрииэ. Но и у того сёгунская власть в руках не задержалась. В события вмешалась Масако, вдова Ёритомо, урожденная Ходзё (а клан Ходзё состоял в близком родстве с поверженным домом Тайра). Вместе со своим отцом Токимаса Ходзё вдова Ёритомо заточила заболевшего сына в одном из храмов на полуострове Идзу, передав пост сёгуна его младшему брату Санэтомо. А Токимаса стал при 12-летнем сёгуне регентом. А затем пришла очередь и Санэтомо, злодейски убитого в 1219 г. В результате этих манипуляций мужская линия дома Минамото была истреблена. Сёгуном стал 2-летний (!) младенец из клана Фудзивара. А дела сёгуната в Камакуре с тех пор безраздельно вершили регенты Ходзё. Так продолжалось до 1333 г., когда в результате междоусобных войн Камакурский сёгунат пал, уступив место сёгунату Муромати.

Камакурский сёгунат (Камакура бакуфу) стал первым в истории страны правительством, возглавляемым военным лидером - сё:гуном. По мнению многих историков, двенадцатый век в Японии стал временем окончательного перехода от древности к средневековью. Традиции государственного управления, заложенные в этот период, продолжали доминировать вплоть до середины XIX в.

Начало перехода власти от аристократии к военному сословию - один из наиболее актуальных вопросов, поскольку он напрямую связан с процессом становления японского феодализма. Изучение данного периода в значительной степени помогает более полно воссоздать картину эволюции политических традиций, имевших место в истории страны. Эти традиции имеют яркую индивидуальную окраску, свойственную только истории Японии.

События, произошедшие в конце XII в., положили начало кардинальным изменениям в традиционной Японии. На историческую арену вышло сословие самураев, которое продолжало оставаться доминирующим еще на протяжении почти семи столетий - вплоть до эпохи Мэйдзи (1868-1912) - и стало символом японского средневековья.
Начав свое восхождение с захвата власти и укрепления экономического могущества, сословие буси постепенно стало определять не только направление политической истории.

Традиции буси стали в значительной степени влиять на культурную жизнь страны. В связи с этим представляется актуальным изучение истоков власти самураев, поскольку это господство началось именно с политического влияния, а уже потом распространилось на другие сферы жизни.[5]

Эпоха Камакура была временем суровых войн и становления военного сословия - самураев. Подчеркнутый аскетизм воинской жизни ярко контрастировал с изнеженностью и блеском столичного бытия. Это нашло свое отражение в искусстве, культуре и формировании национального характера. Официальной религиозной доктриной сёгуната стало учение буддийского монаха Догэна, проповедовавшего философию дзэн. Простота и внутренняя сосредоточенность этого религиозного течения, самодисциплина, необходимость постоянного духовного и физического самосовершенствования были созвучны представлениям сурового воинства об основах мироздания. Принципы внутренней концентрации дзэн были положены в основу практически всех боевых искусств Японии - фехтования, стрельбы из лука, дзюдо и каратэ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Сегунат в эпоху Токугава

 

Новый военно-бюрократический аппарат назывался бакуфу (правительство). Эпоха Токугава (1603-1867) была эпохой внутреннего мира. Такого длительного периода без войн, который воцарился в Японии с приходом к власти дома Токугава, не знала ни одна другая страна. Характерной чертой сёгуната стало сохранение императора как номинального главы государства, обладающего некоторыми представительскими и церемониальными функциями.

Императору отводились все причитающиеся по рангу почести, однако реальной политической силы у него не было. Главной функцией императора было отправление религиозных обрядов. Забегая вперёд, можно сказать, что до сих пор в Японии, в отличие от Китая, не признаётся смена династий, считается, что правит клан, установившийся ещё в VI веке.[6]

Сёгунский период является важным компонентом для понимания специфики японского госаппарата.

Сёгун, военный правитель, не пошёл на низложение императора, потому что в этом случае возникло бы подозрение в нелегитимности новой власти. Теперь создалось двоевластие: император и сегун. Разумеется, эти два титула не были равноправными в глазах японцев - в данном случае речь идёт о политической ситуации. Император стал править в Киото, а сёгун создал свою столицу в Камакура.[7]

Двоевластие было юридически закреплено указом императора 1205 года, согласно которому все апелляции невассалов сёгуна надлежало направлять в Киото на рассмотрение экс-императора.

Черты абсолютистского правления сёгунат приобретает лишь в XVII-XVIII веках, когда при третьем сёгунате Токугава (1603-1867) происходит ужесточение методов управления, создаётся полицейский аппарат, земли феодалов (даймё - большое имя) конфискуются государством.

Вассалы сегуна, а также полузависимые от центральной власти князья (даймьо) известное под названием самураев мелкое дворянство владело сравнительно небольшими земельными участками или же вовсе не имело земли, существуя на выделяемый сеньорами рисовый паек или на доходы от занятий торговлей, интеллигентными профессиями и т.п.

В это время наиболее законченные формы приобретает сословное деление, скреплённое законом и властью сёгуна, выраженное формулой си-но-ко-сё: самураи, крестьяне, ремесленники, торговцы.

У самураев была одна важная привилегия - они и только они могли занимать административные и военные должности.

Исключительно самурайским занятием была военная служба. В дворянском сословии самураев имелось две группы - высшая и низшая.

Высший слой делился на: фудай-дайме - занимали все административные посты при сегуне, в том числе при его правительстве бакуфу тодзама-дайме - внешние князья, отстраненные от дел управления.            

В Японии существовали фактическое прикрепление крестьян к земле и полная зависимость от феодала. Уплачиваемая крестьянином продуктовая рента достигала 60-80% урожая. Помимо нее существовали денежная рента и отработки.  Система пятидворок связывала крестьян круговой ответственностью, круговая порука была и в самой японской семье: брат отвечал за брата, отец за детей и т.д.

В городах существовали феодальные цехи и купеческие гильдии. Цеховые и гильдийские уставы регламентировали не только производство товаров, но и личную жизнь своих членов.

Верхом и окончательной победой самурайской политики и культуры (но вместе с тем и началом ее заката) стала эпоха Токугава (XVII - первая половина XIX вв.), которая кодифицировала и ревизовала самурайский образ, ставший в следующую эпоху символом Японии в представлении западной культуры.

Однако события периода начала эпохи феодализма долгое время воспринимались сквозь призму более поздних образов. Заключительный период истории господства самураев - эпоха Токугава - заслонила собой начальный период - эпоху Камакура. Вследствие этого события XII - XIII
. Образ жизни военного сословия к этому времени в значительной степени определял характер японского общества.

К середине XVII в. в Японии закрепилась социальная модель, в рамках которой (за исключением императора и придворной, - аристократии), самураи стояли выше других сословий - крестьян, ремесленников и торговцев, что было закреплено в законодательстве того времени.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Свержение сегуната

 

Революция, открывшая дорогу буржуазному развитию, совершилась в Японии в конце 60-х годов XIX столетия. Она известна под названием "реставрации Мейдзи" или Мэйдзи-исин, что переводится как  "просвещенное правление".

Феодальные отношения, в течение многих веков господствовавшие в Японии, в своих основных чертах были сходны с европейскими.

Историки  замечают, что "Япония с ее чисто феодальной организацией землевладения и с ее широко развитым мелкокрестьянским хозяйством дает гораздо более верную картину европейского средневековья, чем все наши исторические книги, проникнутые по большей части буржуазными предрассудками".

В первой половине XIX века еще более обострился кризис феодально-абсолютистского режима Токугавского сегуната, причем в Японии в отличие от других стран Азии в недрах феодального общества формировался капиталистический уклад. В Японии совершается процесс первоначального накопления капитала, отмеченный теми же чертами, что и в Европе. Возникают крупные состояния. Товарно-денежные отношения захватывают не только город, но и деревню. К этому времени натуральный оброк уже принял в японской деревне смешанную, денежно-натуральную форму. Потребность в деньгах усиливала зависимость крестьян от ростовщиков, купцов, кулаков. Несмотря на господство цехов, появляются капиталистические мануфактуры. Феодальные отношения вступают в полосу разложения.[8]

В первой половине XIX в.  значительно увеличилось число и размеры мануфактур. Если за весь XVIII в. было основано 90 мануфактур, то за первые две трети XIX в. их возникло 300. Расширялись крупные горные разработки меди, золота, железа. Особенно значительное распространение мануфактурные предприятия получили в юго-западных районах. В большинстве мануфактур применялся труд наемных рабочих. В 1854 г. в Японии насчитывалось свыше 300 промышленных предприятий с числом рабочих более 10. На некоторых мануфактурных предприятиях имелось по нескольку десятков ткацких станков.[9]

Появление капиталистических мануфактур означало, что в Японии наряду со сложившейся  ранее торговой буржуазией начала формироваться и промышленная буржуазия. В своеобразных условиях происходил процесс первоначального накопления капитала. Обнищавшие крестьяне устремились в города. Тяжелый гнет, непосильные налоги, усилившаяся эксплуатация со стороны торгово-ростовщического капитала приводили к массовому разорению ремесленников. Так складывалась категория  людей, лишенных собственных средств производства и вынужденных продавать свою рабочую силу.

Первая половина XIX в. характеризовалась почти непрерывными массовыми восстаниями японского крестьянства. Только в 1833 г. в различных районах Японии произошло 30 крестьянских восстаний. Восставшие боролись за ликвидацию феодального гнета.

Во время восстания 1842 г. в провинции Оми повстанцы уничтожили кадастровые книги.

Хотя крестьянские восстания носили неорганизованный и локальный характер, они подрывали японский феодализм. Все чаще происходили волнения в городах. Нередко поводом к ним были недостаток риса или резкое повышение цен на него в результате спекулятивных махинаций оптовых купцов и властей.

В 1837 г. в Осака вспыхнуло восстание, возглавленное Хэйхатиро Осио -  выступавшего против спекуляции, дороговизны, произвола властей. Проявившееся в ходе осакского восстания стремление объединить городские низы и крестьянство показывало, что антифеодальная борьба народных масс поднималась на более высокую ступень. Восстание в Осака не было единичным. Волнения охватили многие города. Обострялись также противоречия между буржуазными и феодальными кругами. Но формировавшаяся буржуазия, связанная в той или иной  мере с феодальным землевладением и ростовщичеством, как правило, враждебно относилась к восстаниям крестьянства и городской бедноты.          

Недовольны были и самурайские элементы, одни - из-за стремления поправить свои материальные дела за счет крупных сеньоров, другие - в силу своего отношения к промышленности и торговле, с которыми они уже были прочно связаны. Наиболее организованные, лучше других вооруженные самураи прибрали к своим рукам движение буржуазии. Последняя и сама искала союза с дворянством, ибо не менее самураев страшилась революционных стремлений японского крестьянства. В отличие оттого, что было в Европе, японская буржуазия выступала в революции не в союзе с крестьянством, а против него. Этим обстоятельством объясняется компромиссный характер революции: японский капитализм оказался оплетенным густой сетью феодальных отношений.

Правительство сегуната сурово расправлялось с крестьянским революционным движением. Японская буржуазия была недовольна раздробленностью Японии и относительной слабостью центральной власти (крупные феодалы содержали собственное войско, чеканили монету и полновластно распоряжались в своих владениях), наличием цехов и гильдий, мелочной регламентацией ремесла и торговли и т.п. Но самую большую опасность она видела в иностранном капитале.[10]

Военно-политическими центрами антисегунской оппозиции стали южные княжества Сацума, Тесю, Тоса и Хидзэн.  Объединившись, эти княжества возглавили сильную коалицию, требовавшию ликвидации сегуната и восстановления императорской власти. Франция энергично поддерживала сегуната.[11]

Англичане же надеялись, что победа антисегунской коалиции приведет к раздроблению и ослаблению Японии, и установили поэтому контакт с Сацума и другими южными княжествами. После событий 1862 - 1864 гг. значительно усилились антифеодальные выступления народных масс. В 1865 г. особенно сильное крестьянское восстание охватило район Осака. Восстание вспыхнуло даже в сегунской столице Эдо. В этих условиях руководители южных княжеств склонились к ликвидации сегуната.

В 1867 г. на императорский престол вступил пятнадцатилетний  Муцухито.

Летом 1869 г. сегунат прекратил свое существование. Была провозглашена феодально-самурайская "республика".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Япония длительное время была феодальной страной. Если в веке почти все зарубежные государства уже перешли на капиталистический путь развития, то Япония была еще полуфеодальной страной. Немаловажной значение в этом имел сегунат.

По нашему мнению сегунат тормозил общественное и экономическое развитие Японии, стоя на охране давно уже отживших феодальных порядков.

Система сёгуната с некоторыми перерывами просуществовала с 1192 по 1868 год.

В период сегуната в Японии существовала нигде неповторимая форма некоторого двоевластия в государстве.

С развитием капиталистических отношений в других странах и вторжением в Японию европейцев, режим сегуната стал ослабевать и наконец совсем пал.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Галанза П.Н. История государства и права зарубежных стран. - М. 1961 2. Гришачёв С. В. Установление камакурского сёгуната в Японии в к. XII - н. XIII вв. : Дис. ... канд. ист. наук: - М., 2005.

3. История государства и права зарубежных стран. / Под общ. ред. О.А. Жидкова, Н.А. Крашенинниковой. - М. 1998. ч.2.

4. Мендрин В. История сегуната в Японии (НИХОН ГАЙСИ). - СПб., 1999.

5. Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права. - М. 1998.

6. Попов К.А. Законодательные акты средневековой Японии. - М. 1984.

7. Филиппов А.В.. Специфика проведения реформ в Японии: цели, предпосылки и формы // Доклад на XX научной конференции по историографии и источниковедению истории стран Азии и Африки 6-7 апреля 1999 г. Санкт-Петербург СПбГУ.

7. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. / Под редакцией К.И. Батыра и Е.В. Поликарповой. - М. Юрист. 1996.

8. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. - М. 1996.

 

 

 

 

 


[1] Гришачёв С. В. Установление камакурского сёгуната в Японии в к. XII - н. XIII вв. : Дис. ... канд. ист. наук: - М., 2005. С. 23.

[2] Галанза П.Н. История государства и права зарубежных стран. - М. 1961. С. 200.

 

[3] Галанза П.Н. История государства и права зарубежных стран. - М. 1961. С. 202.

[4] Гришачёв С. В. Установление камакурского сёгуната в Японии в к. XII - н. XIII вв. : Дис. ... канд. ист. наук: - М., 2005. С. 25.

 

[5] История государства и права зарубежных стран. / Под общ. ред. О.А. Жидкова, Н.А. Крашенинниковой. - М. 1998. ч.2. С. 231.

 

[6]Мендрин В. История сегуната в Японии (НИХОН ГАЙСИ). - СПб., 1999. С. 86.

[7] Мендрин В. Истори





Все темы готовых работ →

Другие готовые работы по теме «история государства и права зарубежных стран»