Готовые работы → Гуманитарные дисциплины
контрольная работа.САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА по дисциплине «Техники психологического консультирования»Задание 1. Цель: развитие навыка установления контакта с клиентом. Предложите как можно больше вариантов первой обращенной к клиенту фразы психолога – приглашения к разговору. Составляйте варианты для клиентов разного возраста, находящихся в различных эмоциональных состояниях. Задание 2. Цель: изучение роли вопросов в процессе оказания психологической помощи. Прочитайте стенограммы разговоров. Отметьте для себя: • Был ли вопрос задан, чтобы принести пользу рассказчику? •
2019
Важно! При покупке готовой работы
383-11-19
сообщайте Администратору код работы:
Соглашение
* Готовая работа (дипломная, контрольная, курсовая, реферат, отчет по практике) – это выполненная ранее на заказ для другого студента и успешно защищенная работа. Как правило, в нее внесены все необходимые коррективы.
* В разделе "Готовые Работы" размещены только работы, сделанные нашими Авторами.
* Всем нашим Клиентам работы выдаются в электронном варианте.
* Работы, купленные в этом разделе, не дорабатываются и деньги за них не возвращаются.
* Работа продается целиком; отдельные задачи или главы из работы не вычленяются.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА по дисциплине «Техники психологического консультирования» (0 кб)
Содержание
Задание 1.
Цель: развитие навыка установления контакта с клиентом.
Предложите как можно больше вариантов первой обращенной к клиенту фразы психолога – приглашения к разговору. Составляйте варианты для клиентов разного возраста, находящихся в различных эмоциональных состояниях.
Задание 2.
Цель: изучение роли вопросов в процессе оказания психологической помощи.
Прочитайте стенограммы разговоров. Отметьте для себя:
• Был ли вопрос задан, чтобы принести пользу рассказчику?
• Принес ли вопрос пользу клиенту или его можно было пропустить?
• Какие вопросы можно трактовать как замаскированные советы?
• Какие вопросы можно трактовать как сбор информации для последующего совета?
• Какие вопросы можно трактовать как удовлетворение любопытства психолога или заполнение времени для снятия тревоги?
• Какие вопросы заставили клиента защищаться, рационализировать?
• Какие вопросы Вы считаете необходимым заменить, переформулировать. Предложите свою формулировку.
ФРАГМЕНТ КОНСУЛЬТАЦИИ
(клиент – студентка 20 лет)
Клиент: Здравствуйте!
Консультант: Здравствуйте. Проходите, усаживайтесь поудобнее. Меня зовут Наталья Николаевна. Я вас слушаю.
Клиент: Вы знаете, у меня сейчас сложилась такая ситуация. Я учусь в институте на договорной основе. С нового года у нас поднимают плату за обучение. Я не знаю, что делать. Иногда мне кажется, что нужно все бросить и идти работать, а иногда – что надо учиться дальше. Я не знаю, что выбрать.
Консультант: Я правильно поняла: у вас происходит внутренняя борьба за дальнейшее самоопределение в жизни, но вам трудно решить, какой из двух путей сегодня правильный?
Клиент: Да, я не знаю, как жить дальше.
Консультант: А на каком курсе вы учитесь?
Клиент: Я учусь на четвертом курсе, поэтому бросать учебу нежелательно.
Консультант: А вы не хотели бы попробовать совмещать работу и учебу?
Клиент: Я уже думала об этом. Но, во-первых, если работать неполный рабочий день, то очень мало платят; а во-вторых, если я буду работать, то не буду успевать готовиться к учебе (к семинарам, лабораторным). Много времени будет уходить на работу с дипломом.
Консультант: А кто оплачивает ваше обучение?
Клиент: Родители.
Консультант: Вы уже разговаривали с родителями о том, что повышают плату за обучение?
Клиент: Нет, я боюсь сказать им об этом. У меня есть еще младший брат и младшая сестра. И мне не хочется, чтобы они в чем-то нуждались из-за того, что я учусь платно.
Консультант: До этого момента у вас уже повышали плату за обучение?
Клиент: Да, на втором курсе.
Консультант: Вы тогда сразу же поговорили с родителями?
Клиент. Да. Я тогда сразу же рассказала им об этом. Мама сказала, что придется в чем-то себя ограничить.
Консультант: А сейчас вы чего боитесь?
Клиент: Просто в этом году у меня брат заканчивает школу. Вдруг он не поступит на бесплатное обучение? Родители не смогут учить нас вдвоем. И мне не хотелось бы, чтобы из-за этого у нас с братом были какие-то проблемы.
Консультант: Уточните, пожалуйста, какие проблемы могут быть у вас с братом?
Клиент: Ну, например, он будет говорить, что я учусь платно, а ему родители не могут позволить учиться платно.
Консультант: Мне кажется, что вам, прежде всего, нужно поговорить с родителями. А также обсудить это с братом, ведь учиться вам осталось полтора года. И все вместе постараетесь принять правильное решение.
Клиент: Но родители расстроятся! Я не хочу их огорчать. И брат обидится.
Консультант: А вы поговорите так, чтобы не расстроились и не обиделись.
Клиент: У меня не получится.
Консультант: А давайте я вас научу...
Задание 3.
Цель: отработка навыков применения техник консультирования.
Алгоритм выполнения задания:
1. Перефразируйте основную мысль клиента, сформулируйте Я - высказывание.
2. Выразите в Я - высказывании содержание чувств клиента.
3. Сформулируйте возможную задачу обращения клиента к психологу.
4. Сформулируйте возможную проблему клиента.
5. Сформулируйте вопросы к клиенту для продолжения беседы. Обоснуйте каждый вопрос с позиции выдвигаемой вами гипотезы о проблемах клиента.
6. Предложите возможную воздействующую технику. Обоснуйте свой выбор с позиции задач взаимодействия с клиентом.
Для выполнения задания проанализируйте: 1) три стихотворных отрывка, содержащие монолог героя (автора), 2) отрывок с монологом героя из литературного произведения, 3) письмо читателя в периодическое издание. Какую часть задания было сложнее/легче выполнить? С чем, на Ваш взгляд, это связано? Зафиксируйте сделанные выводы.
Задание 4.
Цель: освоение техники интерпретации.
Интерпретируйте следующие высказывания клиентов:
1. «Всегда стараешься делать как надо…».
2. «Так я спуску ему не даю... Не даю... Не собираюсь я его слушаться...».
3. «У меня просто нет выбора».
4. «Я никогда не думаю о том, что будет завтра».
5. «Я независим и не нуждаюсь в сочувствии».
6. «Она нас всех замучила».
7. «У меня это не получается».
8. «Вы знаете... Я все время раньше грызла как-то себя... Всю жизнь ругала... Да и сейчас немного тоже... Что... Как вам объяснить... Я как-то никогда не имела сильного желания иметь семью... детей... Я постоянно ощущаю... перед сыном... Что я как-то не так люблю его... недостаточно, что ли... Хм....».
9. «Я не нуждаюсь в жалости других людей».
10. «Невыносимо, когда курицу учат яйца».
11. «Я все время опаздываю и ничего не могу с собой поделать».
12. «У меня нет друзей, да я и не хочу их иметь».
13. «Невозможно жить с человеком, который видит в тебе «Пустое место!».
14. «Я твердо верю, что главное в жизни – соблюдать правила».
15. «Я становлюсь мрачным. Я плохо сплю, и вся ситуация у меня в голове. Я еще не спал крепко, с тех пор, как это случилось…»
16. «Мой муж говорит, что мне следует делать, и я стараюсь делать это. Но у меня просто не получается».
17. «Мама была со мной очень строга, и я решила, что своему ребенку буду всё разрешать».
18. «У меня нет на это времени!».
Задание 5.
Цель: освоение техники метафоры.
Дайте метафорическое описание основным психологическим понятиям практической психологии:
• свобода
• воля
• рефлексия
• жизнь
• смерть
• смысл
• проблема
• клиент
• психолог
• ответственность
• любовь
Задание 6.
Цель: освоение директив как метода воздействия.
Директива как метод воздействия может быть представлена как пожелание, указание на действие или хитроумная техника на основе теории. Директива ясно показывает желаемое для психолога действие; при этом предполагается, что клиент выполнит указания.
Внимательно прочитайте нижеприведенные утверждения и определите, какая директива принадлежит квалифицированному психологу, а какая директива – неквалифицированному. Объясните свое мнение, основываясь на понятии о задачах психологического консультирования, и зафиксируйте.
1. Вам обязательно нужно провериться у психиатра.
2. Вы должны ежедневно подходить к зеркалу и говорить себе: «Я умная, я красивая, я счастливая».
3. Я считаю, что вам крайне важно изменить внешность.
4. Никогда не поздно начать все сначала. Вам об этом надо подумать ...
5. Вы уже должны чувствовать себя иначе, ведь вы столько всего передумали ...
6. б. Вы похожи сейчас на колючего ежика, думаю, что вам это и самой не очень нравится ...
7. Хотелось бы предложить вам следующее ...
8. Думаю, что вы согласитесь со мной, вам надо предпринять следующее ...
9. Ваши чувства должны немедленно измениться ...
10. Скорее всего, вам надо заняться не самоедством, а самоизучением ...
11. Представьте себе, что ваши чувства узнали все люди, которых вы любите, разве после этого вам не захочется их выразить по-другому?
12. Никогда больше ему этого не говорите, я вам категорически запрещаю.
13. Вам необходимо выбрать для себя новые способы выражения чувств к нему.
14. Я огорчена, что вы не смогли справиться со своими желаниями.
15. Я знаю, что вы примете верное для себя решение - у вас есть для этого все основания.
16. у вас есть все данные, чтобы принять правильное решение и понять его последствия.
17. А сейчас вернитесь к той ситуации и вновь проиграйте ее.
18. Замените «хотелось бы» на «хочу», «нельзя» на «желательно».
Задание 7.
Цель: освоение способов формулировки резюме
Метод резюме заключается в том, что психолог в сжатом виде повторяет основные факты и чувства клиента, и делает из них логические выводы. Данный метод полезно повторять периодически во время интервью, поскольку он поясняет направление беседы.
Воздействующее резюме часто используется в конце беседы, чтобы суммировать суждения психолога. Чаще всего используется в комбинации с выводами и резюмирующими высказываниями Клиента.
Обобщающее резюме выражает основную идею нескольких утверждений или долгого высказывания клиента, служит целью систематизации мыслей как клиента, так и психолога.
Проанализируйте следующие резюме психологов - консультантов, определите по пятибалльной шкале эффект их воздействия (5 - максимальное воздействие, 0- минимальное воздействие). Дайте обоснование своей оценки на основе личного впечатления от воздействия «резюме».
1. «Мы должны попрощаться. Надеюсь, что вы поняли, насколько были неправы, когда оценивали вашу ситуацию как безнадежную. Теперь для вас есть надежда, правда?»
2. «Думаю, что вы удовлетворены тем решением, которое сейчас приняли. Оно принесет вам новые чувства. Удачи вам, до свидания».
3. «Мы с вами нашли столько новых качеств в ваших отношениях с ребенком. Не забывайте о них, это поможет вам не тратить силы на повторение старого».
4. «Помните, что не все так плохо, как казалось. У вас еще столько возможностей начать новую жизнь».
5. «Сегодня вы придете домой и обязательно скажете, что очень их любите. Скажете это так, как мы с вами здесь говорили ... Я уверена, что вы это сделаете».
6. «Да, вы должны попросить у ребенка прощения. Это единственное, что вы еще не успели сегодня сделать. Вы это сделаете сегодня, именно сегодня».
7. «Я уверена, что вы нашли верное решение. Следуйте ему».
8. «Не будем больше тратить время на дискуссии, попробуйте тот «рецепт», который вы сами себе прописали. Я его полностью одобряю и поддерживаю».
9. «Нет смысла в дальнейшем обсуждении. Мы давно уже ходим с вами по кругу, пора с него сойти. Делайте сегодня следующее ... »
10. «Не бойтесь выполнить, не бойтесь себя. Все будет хорошо. Действуйте!»
Задание 8.
Цель: освоение техники самораскрытия психолога как метода воздействия в ситуации интервью
Самораскрытие – это сложное, многогранное явление, которому было посвящено более двухсот научных трудов в зарубежной практике. Основополагающая работа в этой области принадлежит Сиднею Жорарду (1964). По Жорарду, самораскрытие заключается в том, чтобы представить себя другому с помощью сведений личного характера. Самораскрытие помогает устанавливать доверие и способствует формированию взаимоотношений консультирования. Взаимное самораскрытие С. Жорард назвал диадический эффект.
Самораскрытие клиента необходимо для успешного процесса консультирования. Клиенты, особенно подростки, охотно общаются с теми консультантами, которые демонстрируют «определенную незащищенность и доступность на личностном уровне». Самораскрытие консультанта выполняют две принципиальные функции: предоставление примера и развитие новой точки зрение. Наблюдая самораскрытие консультантов, клиенты сами учатся быть более открытыми. Самораскрытие консультанта поможет клиенту увидеть, что консультанты также не свободны от проблем, и не лишены чувств.
Какой из вариантов самораскрытия психолога вы считаете профессионально необходимым, а какие, по Вашему мнению, превышают меру профессионального воздействия психолога? Докажите правильность своего решения.
1. В моей практике встречались похожие ситуации ...
2. Я знакома со многими психологическими теориями, но ближе всего мне такие идеи ...
3. Я долго размышляла над вашей ситуацией, думаю, что могу вам предложить следующее ...
4. Ваш рассказ вызвал у меня противоречивое впечатление, я хотела бы уточнить следующее ...
5. .Мне показалось, что вы не всегда искренне рассказывали о своем сыне ...
6. В моей жизни также были случаи, когда я не могла справиться со своими чувствами ..
7. Мне кажется, что я чувствую, как вам трудно выразить это.
8. Я бы не стала так делать, если бы была на вашем месте, это ничего не дает, так как ...
9. Я не вижу логики в ваших словах, по-моему, было несколько иначе, так ...
10. Вы хотите, чтобы я вас пожалела, да, я вам сейчас сочувствую, потому что Вы искренне страдаете, а не притворяетесь.
11. Не пугайте меня, я вас не боюсь….
12. Я хочу вас понять, а не осудить ...
13. Думаю, что моя биография здесь ни при чем ...
14. Да, я многое могу, но, как все люди, я могу и ошибаться, как известно, это не происходит только с теми, кто ничего не делает ...
15. Вас интересует мой ребенок? Да, у него есть проблемы в школе, но это уже другой разговор, не правда ли ...
Задание 9.
Цель: освоение техники «Письмо психолога».
Алгоритм написания письма:
1. Обозначить распределение ответственности.
2. Уточнить возможности психолога и адресата.
3. Сообщить безоценочно психологическую информацию.
4. Обозначить свою позицию через обратную связь.
5. Наметить перспективы адресата.
Для выполнения задания напишите 2 письма – клиенту, с которым не завершена работа и третьему лицу, которое необходимо привлечь к работе. Вы можете написать письма, выбрав возможных адресатов самостоятельно или из предлагаемого списка:
• девушке, которая страдает от заикания (17 лет);
• мальчику, который не знает, как познакомиться с девочкой (13 лет);
• подростку (15 лет), который ненавидит людей;
• девочке (14 лет), которая больше всего на свете боится, что она некрасивая, и поэтому никто не обращает на нее внимания;
• бабушке (63 года), которая одна воспитывает восьмилетнюю внучку, и терпение ее уже на пределе;
• девочке (11 лет), которая дома украла деньги и накупила на них гостинцы всему классу;
• девочке (8 лет), которую оставил ее отец;
• женщине (28 лет), которой не хватает уверенности в себе;
• папе мальчика (10 лет), который слишком суров к своему сыну;
• маме юноши (19 лет), которая стремится во всем контролировать своего сына;
• папе девочки (8 лет), который ушел из семьи;
• подростку (14 лет), у которого (ой) не складываются отношения в новом классе;
Выбирая адресат самостоятельно (среди литературных героев или реальных людей), укажите возраст клиента и суть его проблемы.
Отрефлексируйте выполненное задание. Что Вам удалось лучше? Какая содержательная часть письма вызвала наибольшие затруднения? Какие навыки психолога-консультанта Вам необходимо развивать?
Задание 10.
Цель: освоение техники психологической рекомендации.
Прочитайте отрывки из консультативных практик и подумайте, какие психологические рекомендации можно дать в этих ситуациях?
ОТРЫВОК № 1
Мальчик 12 лет. Всегда учился и вел себя хорошо. В последнее время появились проблемы в поведенческом плане, которые выражались во взрывчатом, импульсивном реагировании на внешние раздражители. Причем сила реагирования не соответствовала силе раздражителя. Мать объясняла это его личностными особенностями, такими, как высокое чувство достоинства и независимость. Учитель видел в этом невоспитанность и вызов общепринятым нормам. Конфликтная ситуация обострилacь в конце четвертого класса, когда до конца года оставалось не более полутора месяцев. Классный руководитель написала докладную записку завучу, курирующему младшие классы, в которой описывала ребенка с самых негативных сторон. Мать была возмущена, поскольку, во-первых, была не согласна с подобной характеристикой своего сына; во-вторых, не понимала, даже если ее ребенок действительно столь плох, почему классный руководитель не хочет дать ему спокойно доучиться до конца года, тем более что потом он перейдет в пятый класс и данному учителю не «грозит» встреча с ним в следующем учебном году. Консультантом был проведен анализ ситуации. Кроме беседы с матерью потребовались дополнительные отдельные встречи с ребенком и преподавателем. Было выявлено: семейная ситуация в целом благоприятная, отношения матери с ребенком характеризуются как теплые, дружественные, но стиль воспитания – попустительский.
У ребенка: высокий интеллект, высокий уровень тревожности, заниженная самооценка. Общая ситуация в семье нестабильная в результате взаимоотношений между супругами, их взаимной неудовлетворенностью браком. У классного руководителя выявлен высокий уровень астенизации, депрессивность, тревожность. Истоки данного состояния в неблагополучной атмосфере в семье: муж алкоголик, дочь имеет врожденный порок сердца, у самой испытуемой – язва желудка.
Сформулируйте психологические рекомендации для матери, для педагога.
ОТРЫВОК № 2
Георгий Д., 13 лет, страдает бронхиальной астмой в течение многих лет.
Фрагмент описания жизни его матери.
«...С Геной (мужем) в это время мы стали общаться почаще. Бабушка приезжала и по несколько дней у нас жила, отпуская нас куда-нибудь вместе. Но скоро я стала обращать внимания на Генины выпивки. Я даже пыталась отмечать в календаре дни, когда он абсолютно трезв, в месяц их набиралось три-четыре. Но главное, что меня мучило, это его состояние в алкогольном опьянении. Он рассказывал о каких-то обидах на родителей, особенно на мать, причем тема могла быть одна и та же на протяжении долгого времени. Я сначала внимательно слушала, пыталась утешить, потом увидела, что не помогает, только усугубляет, я вызывала его на эту тему, когда он был трезв, но тут натыкалась на стену, я не могла понять, как можно так тратить деньги, а он мне объяснял это опять детскими «заморочками». Часто его истерики были всю ночь. Не зная, что предпринять, я позвонила его родителям и попросила о помощи. Он с ними в то время крайне редко общался, и они не были в курсе происходящего. В ответ я услышала какие-то насмешки. Я была в отчаянии. Скандалы прекратились, я размышляла, что делать, к кому обратиться. В это время на тренировке умер Генин приятель, коллега по работе. У Гены случился жуткий запой. Мы много говорили об этом. Спустя буквально три недели пошел Жорик, ему был почти годик, и в этот день мы были у Гениных родителей, через пять дней умер его папа. Внезапная смерть. Она потрясла всех, мне казалось, что я в ловушке. Гена очень сильно переживал и очень пил. Через два месяца умер его дядя, брат отца, и снова – похороны. Я помню, что сижу на кухне, смотрю на Жорика (он играет в манеже) и мне так хотелось кричать и плакать, мне казалось, что я дошла до безумия, меня обуял такой жуткий страх, я чувствовала себя такой слабой и одинокой, и вот он – маленький человечек, беззащитный, за его жизнь я в ответе, и никто не в силах мне помочь. Я стала вскакивать по ночам, слушать, дышит ли он, когда он чем-нибудь давился, у меня темнело в глазах от страха.
…В этот период меня стало волновать, что Жорик до сих пор не говорит, приучить его к горшку казалось невозможным, соска изо рта не выпускалась. Вроде бы все понимает, активно «разговаривает» жестами, но – ни одного слова. И я пригласила невропатолога по рекомендации подруги. Со слов врача я поняла, что «угробила» ребенка. Главной причиной моего беспокойства был ночной плач ребенка, иногда до трех раз. И понять было невозможно, от боли или от страха он так кричит. Я начала его лечить. Через два курса интуиция подсказала, что – хватит, и я стала искать доктора, который сказал бы мне, что мой ребенок здоров. В поликлинике на меня накричали, но в одном Центре планирования семьи невропатолог успокоил меня, сказав, что в развитии Жорик не отстает. Я успокоилась.
...В это же время начинается полоса смертей. Умирают две Генины тетушки, заболевает моя мама. Я разрываюсь между ребенком и больницей. Моя бабушка берется мне помогать, сидит с Жорой. В мае у Жоры случается первый приступ астмы» [17].
Какие психологические рекомендации можно дать матери?
Фрагмент работы
Задание 1.
Цель: развитие навыка установления контакта с клиентом.
Предложите как можно больше вариантов первой обращенной к клиенту фразы психолога – приглашения к разговору. Составляйте варианты для клиентов разного возраста, находящихся в различных эмоциональных состояниях.
«Иван (24 года), добрый день, Я рад видеть вас здесь. Хорошо, что вы обратились к нам. Я надеюсь, что наш разговор, наша совместная работа будет приятным и полезным делом как для вас, так и для меня. Прежде всего давайте познакомимся поближе...»
«Здравствуйте, Наталья (37 лет). Расскажите в нескольких предложениях в чем ваша сложность и какого результата вам хотелось бы достичь?»
«Здравствуй, Миша (12 лет)! С чего бы ты хотел начать наш разговор?»
«Здравствуйте, Максим Петрович (65 лет). Какой вопрос хотели бы обсудить сегодня на консультации?»
«Здравствуйте, Надя (23 года). Рада видеть Вас снова. Чего Вы сегодня ожидаете от консультации?»