Готовые работы → Юридические дисциплины
контрольная работа История госуд управл в россии Государственная служба в середине ХVIII века. 1. Организация государственной службы в середине ХVIII век2. Роль Табеля о рангах в развитии государственной службыа.
2016
Важно! При покупке готовой работы
332-10-16
сообщайте Администратору код работы:
Соглашение
* Готовая работа (дипломная, контрольная, курсовая, реферат, отчет по практике) – это выполненная ранее на заказ для другого студента и успешно защищенная работа. Как правило, в нее внесены все необходимые коррективы.
* В разделе "Готовые Работы" размещены только работы, сделанные нашими Авторами.
* Всем нашим Клиентам работы выдаются в электронном варианте.
* Работы, купленные в этом разделе, не дорабатываются и деньги за них не возвращаются.
* Работа продается целиком; отдельные задачи или главы из работы не вычленяются.
АННОТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины «История государственного управления в России» (0 кб)
Содержание Государственная служба в середине ХVIII века. 3 1. Организация государственной службы в середине ХVIII века. 3 2. Роль Табеля о рангах в развитии государственной службы 8 3. Табель о рангах как основной документ о порядке государственной службы в середине ХVIII века. 10 Список использованной литературы 13 Государственная служба в середине ХVIII века. 1. Организация государственной службы в середине ХVIII века. История государственной службы России насчитывает несколько столетий. Она неразрывно связана с созданием русского централизованного государства, выживаемость которого в сложных геополитических условиях во многом обусловливалась службой всех социальных групп (сословий) на благо своей страны. Система государственной службы императорской России была установлена Указом Петра I от 24 января 1722 г., которым государь утвердил Табель о рангах всех чинов воинских, статских и придворных какие в каком классе чины. Впервые в истории России, как справедливо отмечает Т.Е.Новицкая, Табель делит государственную службу на военную и гражданскую, а последнюю в свою очередь на статскую и придворную. Исходя из опыта ряда зарубежных монархических государств (Пруссия, Дания, Швеция), введенные Табелью о рангах чины были не просто поделены на 14 классов, но также соотнесены между различными видами государственной службы (воинской, статской, придворной). Значение Табели о рангах заключалось еще и в том, что на смену существовавшей до этого столетия иерархии званий, основанной на знатности происхождения, вводилась иная иерархия - «в зависимости от личной выслуги, служебных заслуг, знаний человека»1. Важнейшей новацией стало также то, что государственная служба превращалась одновременно и в привилегию, и в своеобразную повинность российского дворянства. Каждый дворянин не просто мог, но обязан был находиться на государственной службе. Одновременно государственная служба открывала дорогу к дворянскому званию выходцам из податных сословий. Дело в том, что именно при Петре I впервые в России юридически была закреплена возможность приобретения самого дворянства как личного, так и потомственного путем выслуги лет на государственной службе. Таким образом, в петровскую эпоху были заложены основы для развития государственной службы в России по европейской модели, возник корпус чиновников, который почти на два столетия стал надежной опорой российского самодержавия. Для того, чтобы выполнять свое высокое и ответственное предназначение быть опорой трона вся эта своеобразная «армия» нуждалась в более или мене достойном материальном обеспечении, в том числе обеспечении после оставления службы. Именно поэтому постепенно стал формироваться механизм государственного обеспечения российского чиновничества, включая обеспечение отставных чиновников, их вдов и детей. Выдающийся дореволюционный государствовед Б.Н.Чичерин отмечал: «так как служащий посвящает всю свою жизнь государству, получая обыкновенно, весьма недостаточное вознаграждение, то справедливость требует, чтобы государство взяло на себя попечение об его старости и семействе. Это делается посредством системы пенсий за выслугу лет или по выходе в отставку. И надо отдать должное Правительство Российской империи позаботилось о том, чтобы служащий уходя в отставку был обеспечен средствами к существованию. Был даже особый раздел законодательства о гражданской службе, посвященный обеспечению отставных служащих, - Устав о пенсиях и единовременных пособиях, согласно которому любой чиновник или канцелярский служитель, добросовестно прослуживший определенное число лет, имел право на пенсию. То же право предоставлялось семье служащего в случае утраты кормильца. Однако данная система сложилась далеко не сразу. Ее появлению предшествовал достаточно продолжительный период становления. Табель о рангах окончательно уничтожала всякие пережитки местничества: теперь продвижение по службе зависело не от знатности происхождения, а от личных качеств и образования человека. Историк Л.Н. Пушкарев заметил, что этим актом аристократическая иерархия 16–17 вв., основанная на родословных книгах, была заменена иерархией бюрократической. Ею был нанесен сокрушительный удар остаткам системы местничества, поскольку статьей 8 предусматривалось, что «сыновьям российскаго государства князей, графов, баронов, знатнейшаго дворянства, такожде служителей знатнейшаго ранга, хотя мы позволяем для знатной их породы или их отцов знатных чинов в публичной асамблеи, где двор находится, свободной доступ пред другими нижняго чину, и охотно желаем видеть, чтоб они от других во всяких случаях по достоинству отличались; однако ж мы для того никому какова рангу не позволяем, пока они нам и отечеству никаких услуг не покажут, и за оныя характера не получат»2. Преимущество Табели заключалось в том, что сначала было установлено 14 классов, а уж затем всем вводимым званиям определялся соответствующий класс. Все эти чины входили в Табель о рангах, все чиновники были звеньями одного механизма. Такое объединение позволяло при общении, например, военного со штатским сразу определить, кто выше по положению, кому больший почет оказывать, и даже как кого наименовать, так как закон предписывал в служебной обстановке обращаться к чиновнику по уровню его чина. И вообще законодательство запрещало, под угрозой больших штрафов, как преувеличивать свое положение (выбирать место не по чину, количество лошадей на почтовой станции, проходить впереди вышестоящих, скажем, на дворцовом приеме), так и принижать свой ранг – чин должно уважать! 3. Военные при этом оказывались в положении более почетном, нежели штатские, поскольку Табель задумывалась Петром прежде всего в рамках военной реформы. В свою очередь, Гвардия оказывалась еще более в почетном положении, нежели остальная армия. Женщины также попадали в систему Табели о рангах-либо со стороны супругов и отцов, либо благодаря придворной службе, когда дама или девица могла получить пот или иной ранг. На военной и гражданской службе женщин не было. Табель о рангах явилась не просто фактом государственного строительства первой четверти 18 века, но стала выражением нового вектора в развитии Российского государства: а именно бюрократизации. Благодаря положениям, закрепленным в Табели о рангах, сумели выдвинуться такие неродовитые видные государственные деятели петровской эпохи как князь Меншиков, генерал-адмирал Ф.М. Апраксин, дипломаты П.А. Толстой, И.И. Неплюев, московский вице-губернатор В.С. Ершов и президент Ратуши А.А. Курбатов. Хотя на протяжении второй половины XIX в. вопрос об отмене чинов (или о реорганизации системы чинопроизводства) неоднократно рассматривался в правительственных верхах, они все же просуществовали до 1917 г. без сколько-нибудь существенных изменений. Петровская «Табель о рангах», обнародованная 24 января 1722 года, окончательно зафиксировала принцип бюрократической выслуги. Но дворянское достоинство можно было получить и по воле государя». Вся масса служилых дворян была поставлена в прямое подчинение Сенату вместо прежнего Разрядного приказа, и Сенат «ведал дворянство через особого чиновника «герольдмейстера»4. В первую очередь пострадали от этого новшества люди родовитые, те, кто издавна составляли избранный круг родословной знати при дворе и в правительстве. Теперь они стали на один уровень с рядовым дворянством. Новые люди, выходившие из среды не только низших и захудалых служилых чинов, но и из людей пониже, не исключая холопов, проникают при Петре на высшие государственные должности. «Новая система расширила Количественно ряды шляхетства российского – прочной опоры феодального государства, власти самого императора. Новые дворяне получали земельные владения и крепостных крестьян, патенты на чины и награды, благословляя службу и счастливый случай»5. Виднейшие деятели второй половины царствования Петра I все люди незнатного происхождения: генерал-прокурор П.И. Ягужинский, правая рука Петра, вице-канцлер барон Шафиров, генерал-полицмейстер Девиер – все они были «иноземцы и инородцы очень низкого происхождения». Инспектор ратуши, вице-губернатор Архангельска Курбатов был из холопов, управлявший Московской губернией Ершов – тоже. Из старинной знати высокое положение сохранили при Петре князья Долгорукие, князь Куракин, князья Голицыны и фельдмаршал граф Б.П. Шереметьев. «Земельная собственность оставалась экономической основой существования дворянского сословия. Землевладение наряду с государственной службой было его важнейшей социальной функцией». «Народные сословия искони разделялись у нас на четыре разряда: духовенство, дворянство, средний класс и нижний класс. Находясь вообще в благоприятных отношениях между собой и к верховной власти, образуя одно целое, они не требовали значительно преобразования. Петр действительно не изменил основных начал, определявших права их и обязанности, но яснее указал цель, к которой каждое из них должно стремиться, скрепил внутренний состав их, усилил значение. Дворянство до времен Петра состояло из благородных фамилий, из поместных владельцев, служивших государю и отечеству умом и оружием… Слово дворянин, означавшее прежде известный сан между стольником и жильцами, теперь стало знаменовать каждого члена благородного сословия, приобретшего право на известные преимущества или собственными заслугами или службою предков». «Если в дворянство можно будет поступать из других сословий, как из чина в чин, не по исключительной воле государя, а по порядку службы, то вскоре дворянство не будет существовать или (что все равно) все будут дворянством»6.
Фрагмент работы
Тема 1. Образование и развитие абсолютизма в России (вторая половина ХVП – ХVIII веков) Абсолютная монархия. Особенности абсолютизма в России. Образование Российской империи. Реформы Петра в области государственного управления. Учреждение Сената. Институт фискалов и прокуратуры. Создание коллегий. Реформы городского управления: реорганизация органов городского самоуправления (ратуш, изб) и создание магистров. Преобразование магистров в ратуши. Регламентация деятельности аппарата управления. "Генеральный регламент коллегий" (1720 г.) Зарождение чиновничества. "Табели о рангах ". Учреждение губерний и изменения местного управления. Изменения в системе управления после смерти Петра, Верховный Тайный Совет. Кабинет министров. Падение роли Сената и его реорганизация в конце XV в. Политика "просвещенного абсолютизма" Екатерины. Комиссия по составлению нового "Уложения". Административные реформы второй половины XV в. "Учреждения о губерниях" 1775 г. Жалованные грамоты дворянству и городам 1785 г.: декларирование принципов местного, дворянского и городского самоуправления. Создание общесословных органов городского самоуправления: общая городская дума, шести гласная дума. Создание губернских и городских магистратов