Готовые работы → История
Курсовая работа: Киевская Русь Х – начала XII в.: государственный строй, социальная структура, политическое развитие, экономика
2018
Важно! При покупке готовой работы
70.1.1.14.15
сообщайте Администратору код работы:
Соглашение
* Готовая работа (дипломная, контрольная, курсовая, реферат, отчет по практике) – это выполненная ранее на заказ для другого студента и успешно защищенная работа. Как правило, в нее внесены все необходимые коррективы.
* В разделе "Готовые Работы" размещены только работы, сделанные нашими Авторами.
* Всем нашим Клиентам работы выдаются в электронном варианте.
* Работы, купленные в этом разделе, не дорабатываются и деньги за них не возвращаются.
* Работа продается целиком; отдельные задачи или главы из работы не вычленяются.
Содержание Введение 3 1. Государственное устройство Киевской Руси 4 2. Экономика Киевской Руси 9 3. Роль Киевской Руси в европейской политике 13 Заключение 27 Список литературы 28
Фрагмент работы
Введение История Киевской Руси является важнейшим историческим этапом всемирной истории. Государство восточных славян с центром в Киеве («Киевское государство») было одним из самых больших государств в средневековой Европе. Киевской Руси посвящено огромное количество научной литературы. Трудами Б.Д. Грекова, М.Н. Тихомирова, Б.А. Рыбакова, Д.С. Лихачева, В.Т. Пашуто, Л.В. Черепнина, В.И. Довженка, В.В. Мавродина и других ученых создана новая диалектико-материалистическая концепция истории и культуры Древнерусского государства. Его возникновение и необычайно быстрое выдвижение в ряд наиболее развитых европейских стран явились результатом внутреннего социально-экономического и общественно-политического развития восточнославянского общества, его тесного взаимодействия с соседними народами. С особой убедительностью и конкретностью этот вывод обосновывается в монографии Б.А. Рыбакова «Киевская Русь и русские княжества XII-XIII вв.», в которой дана оригинальная новая трактовка многих явлений древнерусской жизни IX-XIII вв. Целью работы является исследование роли Киевской Руси в жизни европейских народов. Задачи работы: - исследовать развитие хозяйства и экономических связей в Киевской Руси; - исследовать внутреннюю политику Киевской Руси и ее влияние на другие народы; - исследовать внешнюю политику Киевской Руси. 1. Государственное устройство Киевской Руси Центром административно-территориального владения древнерусских князей, где находилась их резиденция, администрация, дружина и казна – был стольный город. В Киеве, Смоленске, Новгороде, в Ростово-Суздаль-ской земле, Полоцке князья имели городские дворы и загородные резиденции. Среди них известны Вышгород («Ольгин град»), у новгородских князей – на Городище и в селе Ракома (Ярослав), Смядынь под Смоленском, ростово-суздальских – Владимир и др.[12,c.79]. Отношения с населением княжеских территорий строились в следующих формах: 1. Непосредственное руководство князем военных формирований и боевых действий (дружина, городские ополчения, войны и др.). 2. Прямое налогообложение различной хозяйственной деятельности (дань, полюдье, торговые пошлины, судебные штрафы и издержки). 3. Получения доходов от частных владений (промыслы и вотчинное ремесло). 4. Торговля. Письменные источники того времени содержат сведения о княжеской дружине и последующем формировании княжеской гражданской администрации, в которую к XII веку вхо¬дили: 1.Посадник – должностное лицо, имевшее значение княжеского наместника. Овладев каким-либо краем или городом, князь выражал свое право на вновь присоединенную территорию тем, что оставлял там посадника [19, c.437]. 2.Даньщик – сборщик дани. 3. Черноборец – сборщик черной дани с крестьян в пользу князя. 4. Подъ¬ездной – сборщик налогов. 5.Тиун – управитель отдельного хозяйства. 6.Мытник – сборщик торговой пошлины. 7.Вирник. В «Русской Правде» занятое сбором судебных пошлин и штрафов лицо. Во время сбора виры он находился на довольствии населения, обязанного князю этими платежами. «Приезжая на место сбора вир, вирник мог требовать с местного населения на неделю 7 ведер солоду, барана или пол говяжьей туши, либо деньгами 2 ногаты; в среду и пятницу полагалось ему по сыру, ценой в резану; ежедневно, кроме того, по 2 куры; а хлеба и пшена вдосталь («колико могут изъясти» он со своими спутниками). Ехал вирник на 4 конях, ставившихся на полное овсяное довольствие на месте. В течение недели вирнику полагалось окончить всю процедуру сбора» [20]. В ведении вирника находилось расследование и суд преимущественно уголовных преступлений. По данным современных источников, формирование постоянной прослойки профессиональных воинов в восточнославянском обществе датируется VI-VII вв. Дружина содержалась за счет княжеских доходов и делилась на старшую, состояв¬шую из «княжих мужей» и младшую – постоянно находившийся при князе вооруженный от¬ряд. Старшие дружинники принимали участие военных, административных, политиче-ских, торговых, финансовых и других делах князя. Позднее старшая дружина трансформировалась в Боярскую думу. Младшие дружинники находились при князе, прожи¬вая в гридницах, а в невоенное время кроме ратной службы выполняли ис¬полнительные обязанности, участвовали в охоте, сборе даней и др. Древнерусское общество делилось на сословия. Горожане традиционно отождествлялись с подразделявшимися на сотни купцами-воинами, а смерды - с селянами, центрами деревенских общин и одновременно центрами сбора дани. Завоеватели-русы стали военным сословием нового общества, а покоренные славяне – податным сословием. Крещение Руси Владимиром приобщило молодое русское общество к христианскому миру и открыло дорогу византийскому культурному влиянию. Благодаря своему культурному превосходству, Византия сумела «завоевать» Русь. Главным проводником византийского влияния была русская церковь, напрямую подчинявшаяся константинопольскому патриарху. Русские митрополиты и епископы, большей частью были греками, присылаемыми из Константинополя. Необходимо заметить, что христианская церковь несла в себе идею социальной справедливости, поэтому на Руси церковь по мере возможности старалась облегчить положение угнетенного населения: «Челядь же свою тако же милуй, - увещевали господ монахи, - дажь им потребныя; показай же я на добро не яростию, но яко да и своя» [11]. Отцы церкви благочестивых и радеющих о справедливости императоров Византии ставили князьям в пример. «Повесть временных лет» рассказывает, как епископы-греки побудили Владимира приступить к наведению порядка, утвердить княжеский суд и «казнить разбойников» [11]. При Ярославе Мудром появляется первый русский законодательный кодекс – «Русская правда». «Русская правда» содержит первое упоминание о сборе пошлин, «мыта» – свидетельство дальнейшего развития налоговой системы. Название этого налога говорит о его заимствовании из Византии. С конца XI ст. взаимоотношения внутри княжеской династии, приобретают черты вассалитета, однако, на протяжении всего дотатарского периода, они имеют характер и родственных отношений, что является характерной чертой древнерусского феодализма. С XIII в. христианское население русских земель начинают на¬зывать крестьянами, позднее это название закрепляется за незнат¬ными сельскими людьми [7, c.87]. Рост ценности земли привел к необходимости регулировать землевладение и точнее разграничивать земли. К этому времени отно¬сятся свидетельства о существовании межей на границах удельных княжеств. В «Пространной Русской правде» Владимира Мономаха имелись 3 статьи, которые касались наказания за самовольное наруше¬ние границ владений. Некоторые ее статьи свидетельствуют о наличии определенного порядка перераспределения земель и раз¬решения земельных споров. Спор начинался с заявления князю или его судьям о предмете жалобы. Судебными доказательствами при этом были показания свидетелей – видоков и послухов и присяга – рота. Обвиненный судом платил в пользу князя штраф – продажу, а оправданный – судебные пошлины судье и писцу. В исполнителе приговора нельзя не видеть прообраз будущего землемера.