Готовые работы → Психология
Реферат по социальной психологии Тема: «Жизненные ориентации старших подростков – воспитанников детского дома»
2009
Важно! При покупке готовой работы
326-05-09
сообщайте Администратору код работы:
Соглашение
* Готовая работа (дипломная, контрольная, курсовая, реферат, отчет по практике) – это выполненная ранее на заказ для другого студента и успешно защищенная работа. Как правило, в нее внесены все необходимые коррективы.
* В разделе "Готовые Работы" размещены только работы, сделанные нашими Авторами.
* Всем нашим Клиентам работы выдаются в электронном варианте.
* Работы, купленные в этом разделе, не дорабатываются и деньги за них не возвращаются.
* Работа продается целиком; отдельные задачи или главы из работы не вычленяются.
Содержание
Введение…………………………………………………………………….3
1. Понятие жизненных ориентаций, сущность и структура…………6
1.1 Проблема самосознания в психологии……………………………….6
1.2 Понятие жизненные ориентации…………………………………….12
1.3 Содержание и структура жизненных ориентаций……………….16
2. Особенности старшего подросткового возраста старших подростков детского дома………………………………………………………21
2.1 Новообразование старшего подросткового возраста………………21
2.2 Особенности психическое развитие старших подростков детского дома……………………………………………………………………………….22
3. Особенности жизненных ориентаций старших подростков - воспитанников детского дома…………………………………………………..29
3.1 Исследования жизненных ориентаций детей -сирот……………….29
3.2 Трансформация жизненных ценностей у подростков детского дома и покинувших их два года назад……………………………………………….31
Заключение………………………………………………………………..35
Список использованной литературы…………………………………….36
Фрагмент работы
Значимость формирования ценностных ориентаций, особенности ценностно-смысловой сферы подростков отражены в работах Н.А. Кирилловой, Е.В. Киприяновой, З.К. Селиванова, Специфика формирования ценностных ориентаций подростков в семье и социуме исследовалась В.В. Гаврилюк, И.Б. Дермановой.
Совокупность ценностно-смысловой сферы тесно связана с мотивами, определяющими поведение. Ценностно-смысловая сфера подростков имеет свои особенности, как по содержанию, так и по темпу, и времени формирования. Сформированность или несформированность ценностно-смысловой сферы влияет на особенности межличностного взаимодействия.
Одним из ключевых понятий в изучении особенностей формирования ценностно-смысловой сферы подростков-сирот является понятие «культуры бедности». Наиболее известным является объяснение культуры бедности Льюисом. По его мнению, для бедных характерны такие отношения и поведение, которые порождаются опытом жизни в бедности и представляют собой попытку выжить и смириться с очень ограниченными перспективами и средствами. Такое поведение, будучи однажды принятым, развивается в самовоспроизводящуюся субкультуру, играющую впоследствии причинную роль в неблагоприятном положении следующего поколения. Ценности, ориентации, свойственные андеклассу, формируются в особую «культуру бедности», которая является объективным фактором, задающим уже с раннего возраста основные контуры жизненного сценария. Как пишет О. Льюис, «к тому времени, когда дети трущоб достигают шести- или семилетнего возраста, они, как правило, уже впитывают основные ценности и отношения своей субкультуры, и они не настроены на то, чтобы целиком воспользоваться изменяющимися условиями или улучшающимися возможностями, которые могут им встретиться в жизни». То же самое можно сказать и о сиротах в детских домах, которые, как социальная группа, по многим параметрам, подобны беспризорникам.
Современные дети-сироты испытывают острый кризис в процессе формирования их жизненных ориентаций. Прежде всего, он проявляется в отсутствии у большинства из них базовых ценностей (смысла жизни, понятие о жизни, духовности, патриотизма и мн. др.).
Исходя из этого, актуальность данной темы определяется следующим аспектом: наше внимание должно затрагивать особую ситуацию развития и формирования жизненных ориентаций подростков, оставшихся без попечения родителей.
Освоение системы социальных норм и формирование на этой основе собственных ценностей - важнейшая возрастная задача отрочества. На личностном уровне ее решение тесно связано со становлением и развитием Я - концепции подростка.
Процесс формирования жизненных ориентаций является неотъемлемой частью развития личности. На рубежах развития, в переходные периоды, возникают новые ценностные ориентации, новые потребности и интересы, а на их основе отмирают и перестраиваются качества личности, характерные для предшествующего возраста. Именно на стыке двух возрастов ценностные ориентации ребенка вступают в противоречие со сложившейся системой мотивов и потребностей, приводя к их качественной перестройке.
Практически жизненные ориентации, как личностно образующая система, складываются лишь к подростковому этапу онтогенеза, что обусловлено определенным уровнем развития самосознания детей. И хотя предпосылки к формированию жизненных ориентаций закладываются еще в дошкольном возрасте, само формирование происходит именно в подростковый период, когда определяется позиция ребенка в сфере социальных отношений.