Готовые работы → Педагогика
Развивающая предметно-пространственная среда как условие развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста Выпускная квалификационная работа
2015
Важно! При покупке готовой работы
586-05-15
сообщайте Администратору код работы:
Соглашение
* Готовая работа (дипломная, контрольная, курсовая, реферат, отчет по практике) – это выполненная ранее на заказ для другого студента и успешно защищенная работа. Как правило, в нее внесены все необходимые коррективы.
* В разделе "Готовые Работы" размещены только работы, сделанные нашими Авторами.
* Всем нашим Клиентам работы выдаются в электронном варианте.
* Работы, купленные в этом разделе, не дорабатываются и деньги за них не возвращаются.
* Работа продается целиком; отдельные задачи или главы из работы не вычленяются.
Содержание
Введение......................................................................................................... 3
1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста........................................................................ 10
1.1. Характеристика развивающей предметно-пространственной среды как необходимое условие развития детей старшего дошкольного возраста.. 10
1.2. Особенности развития детей старшего дошкольного возраста........... 21
2. Исследование развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в условиях развивающей предметно-пространственной среды.......................................... 35
2.1. Выявление уровня развития познавательного итереса у детей дошкольного возраста. Констатирующий эксперимент..................................................... 35
2.2. Создание развивающей предметно-пространственной среды для развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста. Формирующий эксперимент................................................................................................... 55
2.3. Анализ эффективности развивающей предметно-пространственной среды в развитии познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста. Сравнительный анализ результатов констатирующего и формирующего экспериментов........................................................................................................................ 92
Заключение............................................................................................... 100
Библиографический список............................................................ 103
Фрагмент работы
Дошкольная педагогика в настоящее время уже располагает значительными сведениями о конкретных воздействиях предметно-пространственной среды при учете и использовании ее в организации детской деятельности (С.Л. Новоселова, Л.И. Новикова, Л.Ф. Обухова, Л.А. Парамонова, Н.П. Сакулина, К.В. Тарасова Е.А. Флерина и другие). Развивающая предметная среда детства должна отвечать принципам обогащенности и наукоемкости, содержать природные и социокультурные средства для разнообразной деятельности ребенка. Она предоставляет ребенку условия для творческого духовного развития и возможность «вычерпывать» из нее информацию, необходимую для постановки и решения задач той или иной деятельности.
Изучение состояния этого вопроса при знакомстве с опытом образовательных учреждений позволило нам выявить однообразие пердметно-развивающей среды и ограниченность её содержания. Наблюдается отсутствие средств, позволяющих детям самосовершенствоваться в освоении познавательно-игровой деятельности; недостаточность объектов, отвечающих интересам как школьников, так и дошкольников (материалы для игр-экспериментирования, занимательный интеллектуальный материал и т.п.).
Всё это затрудняет развитие мотивационного поля взаимодействия детей, не позволяет максимально реализовать возможности предметно-развивающей среды в качестве фактора развития познавательных интересов.
Все это и обусловило актуальность темы исследования.
При изучении психолого-педагогической литературы нами было выявлено противоречие между насущной необходимостью развития познавательного интереса дошкольников и недостаточным использованием в предметно-развивающей среде в дошкольном учреждении.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: Каковы возможности предметно-развивающей среды в формировании познавательных интересов старших дошкольников? Или каковы педагогические условия развивающей среды в формировании познавательных интересов старших дошкольников?
Данная проблема позволила сформулировать тему исследования:
«Предметно-развивающая среда как условие развития познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста»
Цель данной работы - теоретически выявить и путем опытно-экспериментальной работы доказать значение созданной развивающей предметно-пространственной среды в развитии познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: организованная развивающая предметно-пространственная среда.
Предмет исследования: развитие познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1) Определить основные характеристики предметно-развивающей среды как условия развития познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста;
2) Рассмотреть особенности развития детей старшего дошкольного возраста;
3) Выявить уровень сформированности познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста;
4) Реализовать условия использования развивающая предметно-пространственную среду для формирования познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста и определить их эффективность.
Изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования позволило выдвинуть следующую гипотезу: Организаванная развивающая предметно-пространственная среда будет способствовать формированию познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста при соблюдении следующих условий:
- обогащение эмоционально-чувственного опыта ребенка через ее содержание;
- организация содержательного общения ребенка со взрослым;
- стимулирование разнообразной деятельности детей с учетом их интересов.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, наблюдение за воспитательно-образовательным процессом, педагогический эксперимент, метод анализа педагогического эксперимента, статистические методы обработки данных.
Опытно-экспериментальная база исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Абакана Детский сад «Звездочка» Республика Хакасия города Абакан. В эксперименте участвовали воспитанники старшей группы в количестве 20 человек. Они были поделены на две группы: экспериментальную и контрольную (по 10 человек в каждой). Также в исследование приняли участие родители детей группы (23 человека) и воспитатели группы (4 человека).
Исследование проводилось в три этапа.
Первый этап - постановочный - выбор и осмысление темы. Изучение психолого-педагогической литературы, постановка проблемы, формулировка цели, предмета, объекта, задач исследования, постановка гипотезы.
Второй этап - собственно-исследовательский - разработка комплекса мероприятий и их систематическое проведение, обработка полученных результатов, проверка гипотезы.
Третий этап - интерпретационно-оформительский - проведение контрольного эксперимента, обработка и систематизация материала.
Структура и объем работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения