Готовые работы → Юридические дисциплины
Тема выпускной квалификационной (бакалаврской) работы «Право граждан на жилище в Российской Федерации».
2017
Важно! При покупке готовой работы
239-05-17(1)
сообщайте Администратору код работы:
Соглашение
* Готовая работа (дипломная, контрольная, курсовая, реферат, отчет по практике) – это выполненная ранее на заказ для другого студента и успешно защищенная работа. Как правило, в нее внесены все необходимые коррективы.
* В разделе "Готовые Работы" размещены только работы, сделанные нашими Авторами.
* Всем нашим Клиентам работы выдаются в электронном варианте.
* Работы, купленные в этом разделе, не дорабатываются и деньги за них не возвращаются.
* Работа продается целиком; отдельные задачи или главы из работы не вычленяются.
Содержание
Внимание!
Чтобы уточнить подробно содержание данной дипломной работы и возможность доработок по требованиям Вашего преподавателя - свяжитесь с администратором ООО "СибЗнание" по эл почте sibznanie1@mail.ru.
В теме письма скопируйте ссылку на эту страницу либо укажите код данной работы.
Предварительная стоймость диплома 3000 рублей.
Так же в работе есть : Доклад, презентация
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава I СОДЕРЖАНИЕ И ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ПРАВА ГРАЖДАН НА ЖИЛИЩЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Правовая природа права граждан на жилище в Российской Федерации
1.2 Жилище, как объект права граждан на жилище в Российской Федерации
1.3 Возникновение и содержание права граждан на жилище в Российской Федерации
Глава 2. ЗАЩИТА И ОХРАНА ЖИЛИЩНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН
2.1 Понятие защиты жилищных прав граждан
2.2 Гражданско-правовые способы защиты жилищных прав граждан
2.3Охрана прав граждан в сфере жилищных правоотношений
Заключение
Список источников и информации
Приложение 1.
Приложение 2.
Фрагмент работы
Актуальность темы исследования исследования проблем реализации конституционного права граждан на жилище и реализации жилищной политики в Российской Федерации обусловлена рядом обстоятельств, среди которых можно выделить следующие.
«Жилищные права граждан охраняются законом. Запрещаются действия, препятствующие осуществлению права на жилище. Государство заинтересовано в том, чтобы и граждане не совершали действий, нарушающих права других лиц, чтобы были обеспечены надлежащее использование жилищного фонда и его сохранность.
Однако в ходе осуществления данного гарантированного на конституционном уровне права российские граждане зачастую сталкиваются с многочисленными проблемами, препятствующими реализации правомочий, входящих в содержание конституционного права граждан на жилище.
Объектом рассмотрения в работе являются урегулированные правовыми нормами общественные отношения, связанные с осуществлением права на жилище гражданами в Российской Федерации.
Предметом рассмотрения являются законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации о праве на граждан жилище в Российской Федерации.
Целью работы является выявление содержания права граждан на жилище на современном этапе его конституционно-правового регулирования в Российской Федерации, определение основных проблем механизма реализации данного права и путей их решения.
Для достижения поставленной цели представляется необходимым выполнение следующих основных задач:
- проанализировать основные подходы к изучению сущности, правовой природы, содержания и значения конституционного права граждан на жилище, существующие в отечественной правовой доктрине;
- рассмотреть основания возникновения права граждан на жилище;
- исследовать состояние федерального законодательства, призванного обеспечить реализацию конституционного права граждан на жилище;
- определить текущее состояние и направления развития государственной жилищной политики;
- выявить противоречия и пробелы нормативно-правового регулирования конституционного права граждан на жилище;
- изучить механизм реализации конституционного права граждан на жилище с учетом особенностей нормативно-правового регулирования данного права на федеральном уровне;
- исследовать способы защиты и охрану жилищных прав граждан;
- выявить и проанализировать проблемные моменты практики применения федерального и регионального законодательства в сфере жилищных прав граждан;
- выработать рекомендации по совершенствованию федерального законодательства и устранению выявленных проблем.
Структура работы определена характером исследуемых в ней проблем. Работа состоит из введения, двух глав, объединяющих шесть параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.
Осмысление правовой природы и содержания права граждан РФ на жилище представляется возможным только на основе комплексного и системного анализа не только норм, закрепленных в ст. 40 Конституции РФ, но также и в ст. 25, 27, 42 Конституции РФ, с учетом их несомненной общности и взаимосвязи. Право на жилище следует понимать как сложное по юридической природе и многоаспектное, неразрывно связанное с правом граждан на благоприятную окружающую среду в месте проживания, правом на неприкосновенность жилища и правом на свободу передвижения и выбор места жительства.
На сегодняшний момент наше государство находится на пути становления правового государства, в свою очередь определенные модели отношений требуют эффективного законодательного регулирования. По этой причине периодически меняется гражданское, жилищное законодательство, признанное урегулировать эти отношения на основе конституционных принципов. Другими словами, наряду с вышеуказанными конституционными постулатами неприкосновенности, недопустимости произвольного лишения жилища, определяющих категорию «конституционное право на жилище», цивильное законодательство предусматривает и иные принципы, характеризующие критерий «право на жилое помещение». К таким основополагающим началам относят равенство субъектов, неприкосновенность собственности, право на собственность, добросовестность сторон, свободу договора, недопустимость произвольного вмешательства в частные дела, необходимость обеспечения реализации прав, защиту прав и т.д.
Представляется необходимым включить в содержание конституционного права граждан на жилище еще одно правомочие - право на получение гражданином в установленных законом случаях и порядке финансовой помощи со стороны государства (жилищная субсидия, государственный жилищный сертификат, использование материнского (семейного) капитала для улучшения жилищных условий).
Необходимо определить свод основных принципов, единых понятий и положений жилищного законодательства, направляющих изменение и дальнейшее развитие его институтов (может быть даже в виде концепции по развитию жилищного законодательства). Таким образом, следует осуществить унификацию норм регулирующих порядок и условия реализации конституционного права граждан на жилище.
Полагаем, что правильнее применительно к отношениям собственности и найма применять термин «жилая недвижимость», а не «жилое помещение». Термин «жилая недвижимость» шире понятия «жилое помещение». Оно включает в себя элементы общего имущества многоквартирного дома, земельный участок, подсобные и иные вспомогательные помещения, оборудование, сооружения и элементы инженерной инфраструктуры, обслуживающие жилые помещения. То есть, применение термина «жилая недвижимость» позволяет рассматривать обозначаемые им объекты как имущественный комплекс со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Определение жилой недвижимости можно сформулировать следующим образом: ею является строение или его часть, предназначенные для проживания людей, законченные строительством и принятые в установленном законом порядке в эксплуатацию, связанные с земельным участком, имеющим границы, подлежащие кадастровому и техническому учету (инвентаризации), включающие жилые помещения, непосредственно удовлетворяющие жилищные потребности людей, а также подсобные и иные вспомогательные помещения, оборудование, сооружения и элементы инженерной инфраструктуры, обслуживающие жилые помещения.
Также можно сделать вывод о том, что под жилищем следует понимать не всякое место, где живут люди, а только то, где они живут постоянно и которое специально предназначено для этого. Именно функциональное предназначение помещения уже с момента строительства является одним из главных критериев разделения помещений на жилые и нежилые. Функциональное предназначение строящегося здания должно задаваться на стадии проектирования. По окончании строительства здания застройщик получает технический паспорт помещения, а сведения об объекте вносятся в Единый государственный реестр прав, с указанием на то, какое это помещение – жилое, нежилое и т. п.
ЖК РФ при характеристике жилого помещения как объекта жилищных прав (ст. 15) подчеркивает, что жилое помещение – это недвижимое имущество.
Таким образом, жилище можно определить как недвижимость – жилое здание (индивидуальный или многоквартирный жилой дом) или его часть (квартира, комната), специально предназначенные для постоянного проживания человека и отвечающие установленным нормативными правовыми актами требованиям.
В связи с этим, полагаю, не совсем удачной является формулировка п. 2 ч. 1 ст. 16 ЖК РФ, согласно которой к жилым помещениям помимо квартиры относится часть квартиры. Что представляет собой «часть квартиры» как жилое помещение? Вне всяких сомнений это комната (комнаты), которая уже выделена в самостоятельный вид жилого помещения п. 3 ч. 1 ст. 16 ЖК РФ.
Таким образом, выделять «часть квартиры» в самостоятельный вид жилого помещения нет необходимости.
В целях обеспечения жилищных прав граждан законодатель в Российской Федерации устанавливает юридические гарантии этого права путем предоставления гражданам жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов на условиях договора найма в пределах нормы жилой площади, а также иными способами.
Гарантии права на жилище, предусмотренные Конституцией РФ, имеют экономический характер и выступают в виде тех обязанностей, которые приняло на себя государство для обеспечения предоставленного гражданам права: органы государственной власти, органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для реализации права граждан на жилище.
Итак, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить реализацию конституционного права граждан на получение жилого помещения различными способами.
Соответственно в ЖК РФ, закрепляющем общий перечень полномочий органов местного самоуправления без учета особенностей
предметов ведения в сфере жилищных отношений различных муниципальных образований, следует дифференцированно определить полномочия в жилищной сфере органов местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов.
В целях однозначного правового регулирования федеральным законодательством общественных отношений, возникающих в связи с удовлетворением потребностей граждан в жилище необходима четкая классификация объектов муниципального жилищного фонда, в рамках приведения в соответствие положениям Жилищного кодекса РФ норм Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», что установит единое понимание структуры муниципального жилищного фонда в качестве совокупности жилищного фонда социального использования и специализированного жилищного фонда.
В научной литературе недостаточно исследованы ограничения жилищных прав. Необходимым представляется научное осмысление способов ограничения жилищных прав. Любая мера ограничения должна соответствовать степени возможных нарушений, целям и задачам их введения, отвечать требованиям разумности и справедливости. Надо полагать, что для совершенствования законодательства РФ в части ограничения жилищных прав необходимо установить более подробное регулирование общих положений об ограничении прав.
В целом же, в ст. 1 ЖК РФ право на жилище сконструировано как публично-правовой по своему содержанию принцип, адресованный органам государственной власти и местного самоуправления и соответственно не вписывающийся в гражданско-правовое равенство. Вторым специфическим принципом жилищного законодательства является обеспечение сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению. В отношении жилья, находящегося в собственности, этот принцип может рассматриваться как ограничение предусмотренного ч. 2 ст. 209 ГК РФ права собственника совершать по своему усмотрению любые действия в отношении принадлежащего ему имущества; однако такое ограничение не противоречит принципам и нормам гражданского права хотя бы потому, что в соответствии с той же ч. 2 ст. 209 действия собственника изначально не должны противоречить закону и иным правовым актам, правам и охраняемым законом интересам других лиц.
Таким образом, смешанный (межотраслевой) характер жилищного права подтверждается тем, что в рамках его отдельные гражданско-правовые принципы подвергаются довольно существенным ограничениям (равенство, свобода договора, действие своей волей и в своем интересе и др.), а также дополняются иными принципами, имеющими публично-правовой характер.
Основными проблемами механизма реализации конституционного права граждан на жилище в субъектах Российской Федерации являются: отсутствие эффективной системы доступного для граждан ипотечного кредитования; недостаточность объемов жилищного строительства; низкие темпы внедрения новых технологий создания строительных материалов, удешевляющих стоимость жилья; небольшие объемы строительства или приобретения социального жилья; отставание процесса нормативно-правового регулирования правоотношений в жилищной сфере на уровне субъектов Российской Федерации; значительные темпы роста цен на жилье, существенно опережающие рост доходов населения; низкая правовая грамотность населения рост числа случаев нарушения жилищных прав граждан и недостаточное освещение способов его защиты в средствах массовой информации.
Необходимо осуществить комплекс мероприятия по устранению выявленных проблем, препятствующих реализации гражданами конституционного права граждан на жилище в субъектах Российской Федерации:
По нашему мнению обоснованно с учетом специфики жилищных правоотношений, конституционного права каждого на жилище, предоставить прокурору право вступать в гражданское дело и давать заключение по всем без исключения жилищным спорам в судах общей юрисдикции, если сторонами по делу являются лица, которым государство гарантирует социальную помощь или когда случай имеет общественный резонанс.
Обоснованно дополнение ст. 216 ГК РФ «Вещные права лиц, не являющихся собственниками»: «Вещными правами наряду с правом собственности, в частности, является: «... право бывших членов семьи собственника жилых помещений в случаях, указанных в федеральном законе».
Также целесообразно дополнение ст. 677 ГК РФ пунктом 5 следующего содержания: «Собственник (наймодатель) жилого помещения обязан заключать договор найма жилого помещения с бывшим членом семьи, который не имеет другого жилища, является несовершеннолетним, инвалидом 1, 2 группы, пенсионером, беременной женщиной, а также иным гражданином Российской Федерации, требующим социальной защиты (часть 1 статьи 7 Конституции РФ)».
Следует обратить внимание, что весьма эффективным способом защиты нарушенных прав граждан на жилище, является обращение индивидуальных лиц, а также коллективные жалобы в правоохранительные органы, которые обладают достаточно широкими полномочиями, для того чтобы своевременно реагировать на все факты нарушения прав жильцов, особенно прав жильцов в многоквартирных домах.
Защита жилищных прав населения нашей страны осуществляется также органами местного самоуправления. Данные властные структуры имеют достаточно полномочий, чтобы своевременно и оперативно реагировать на нарушения жилищного законодательства прав и интересов жильцов в многоквартирных домах.
Конечно, граждане имеют правовую возможность обратиться в индивидуальном порядке в суды с требованиями о защите их прав. Но, по сравнению с обращениями специализированных государственных органов или органов местного самоуправления, эффективность защиты правомочий населения в этом случае будет ниже.
В целом же отметим, что создать хороший закон – еще не значит решить проблему защиты жилищных прав. Поэтому важным этапом защиты и охраны жилищных прав является эффективность судебной защиты нарушенного права. По нашему мнению, эффективная защита того, что принадлежит гражданам согласно закону, возможна лишь в случае именно судебной защиты нарушенного права, как самой совершенной из всех способов защиты.
Сама возможность судебной защиты, даже если ее предусмотреть по всем интересующим нас делам тоже не панацея. Здесь мы вплотную сталкиваемся с еще одним актуальным вопросом – качеством правосудия, степенью влияния каждого из его участников на конечный результат. Завершает процессуальную деятельность реализация решения суда. По нашему мнению следует особо отметить значимость реального исполнения каждого решения и те особенности, которые свойственны непосредственно реализации решений по жилищным спорам.