Готовые работы → Педагогика
Дипломная работа: Формирование конфликтной компетентности подростков в условиях школы
2016
Важно! При покупке готовой работы
439-05-16
сообщайте Администратору код работы:
Соглашение
* Готовая работа (дипломная, контрольная, курсовая, реферат, отчет по практике) – это выполненная ранее на заказ для другого студента и успешно защищенная работа. Как правило, в нее внесены все необходимые коррективы.
* В разделе "Готовые Работы" размещены только работы, сделанные нашими Авторами.
* Всем нашим Клиентам работы выдаются в электронном варианте.
* Работы, купленные в этом разделе, не дорабатываются и деньги за них не возвращаются.
* Работа продается целиком; отдельные задачи или главы из работы не вычленяются.
Содержание
Внимание!
Чтобы уточнить подробно содержание данной дипломной работы и возможность доработок по требованиям Вашего преподавателя - свяжитесь с администратором ООО "СибЗнание" по эл почте sibznanie1@mail.ru.
В теме письма скопируйте ссылку на эту страницу либо укажите код данной работы.
Предварительная стоймость диплома 4000 рублей.
Есть доклад
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1.1 Биологические и социальные условия психического развития подростков
1.2. Особенности конфликтов подростков
1.3 Основные подходы к рассмотрению конфликтной компетентности в современной психологии
1.4. Основные направления и стратегии социально-педагогической деятельности по развитию конфликтной компетентности у подростков
Выводы по первой главе
Глава 2. Экспериментальная работа по ФОРМИРОВАНИЮ КОНФЛИКТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ
2.1. Организация экспериментального исследования
2.2 Основные принципы построения и реализации программы
2.3 Анализ и интерпретация результатов исследования на контрольном этапе эксперимента
Выводы по 2 главе:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Приложение Б
Приложение В
Фрагмент работы
Введение
Актуальность исследования. История человеческой цивилизации насыщена различного рода конфликтами. Одни конфликты охватывали целые континенты и десятки стран и народов, другие вовлекали большие и малые социальные общности, третьи происходили между отдельными людьми. Возникновение государственности можно рассматривать, как стремление создать универсальный механизм для предотвращения и разрешения конфликтов. На протяжении веков лучшие умы человечества создавали теоретические модели бесконфликтного общества, а порой пытались воплотить их в реальную жизнь. К великому сожалению, всё заканчивалось неудачей и порождало ещё более ожесточённые конфликты [6, с.56].
Сегодня конфликты - повседневная реальность. Для эффективного решения возникающих проблем каждому человеку необходимо усвоить определённый минимум теоретических знаний и практических навыков поведения в конфликтных ситуациях [31, с.44].
В настоящее время усилился научный интерес к проблеме конфликта, что в немалой степени объясняется повышением общего уровня конфликтности современного общества. Формирование умений различать конфликты, стимулирующие развитие личности и общественных отношений, и конфликты, разрушающие коммуникацию, обеспечивает подготовку молодого поколения к самостоятельной жизни [14, с.78].
Впервые человек сталкивается с этим явлением сразу же после рождения. Попытки ребёнка познать тот мир, который будет окружать его на протяжении всей жизни, часто пресекаются словами взрослых о том, что этого или того делать нельзя, а то, что делать разрешается, не всегда соответствует его познавательным потребностям. Таким образом, свобода действий и перемещений, начиная с момента рождения, уже направляется взрослыми в определённое русло, которое в большинстве случаев противоречит стремлениям ребёнка. Возникает конфликт: дети нервничают,
плачут, стремясь любыми путями добиться желаемого [15, с.79].
Своё продолжение это находит в начальной школе, где ученик вступает в конфликты не только со сверстниками, но и с учителями.
К.К. Платонов и В.Г. Казаков определяют конфликт, как осознанное противоречие между общающимися личностями, которое сопровождается попытками его разрешения на фоне эмоциональных отношений [8, с.17].
А.А. Ершов определяет конфликт как действие противоположных, несовместимых в данной ситуации мотивов, интересов, типов поведения [16, с.78].
А.Г. Ковалев считает, что конфликт - это явление межличностных и групповых отношений, это проявление противоборства, активного столкновения оценок, принципов, мнений, характеров, эталонов поведения [21, с.47].
Особенно уязвимым к конфликтам является подростковый возраст. Подростковый возраст - это возраст значительных перемен в психике ребёнка, перестройки всего его организма, смены ценностных ориентаций, потери авторитета одними людьми и приобретения его другими, изменение взаимоотношений в семье, которые являются факторами конфликтного поведения [1, с.82].
Чтобы предотвращать конфликты необходимо формировать конфликтную компетентность - умение удерживать противоречие в продуктивной конфликтной форме, то есть способность к разрешению конфликта [19, с.72].
По мнению И. А Колесниковой, конфликтная компетентность - это освоение позиции партнёрства, сотрудничества на фоне позитивного овладения способами регуляции поведения, представляющая собой динамическое структурно-уровневое образование, отражающее единство содержательного, деятельностного и личностного компонентов [24, с.58].
Л.А. Петровская определяет конфликтную компетентность как компетентность человека в конфликтной ситуации, а основными образующими конфликтной компетентности считает: компетентность участника в собственном Я (Я-компетентность), в потенциале другого участника (участников) и ситуационная компетентность [5, с.93].
Конфликтная компетентность является неотъемлемой частью конфликтологической компетентности, то есть способностью действующего лица (организации, социальной группы, общественного движения и т.д.) в реальном конфликте осуществлять деятельность, направленную на минимизацию деструктивных форм конфликта [58, с.52.]
Решение проблемы заключается в эффективной организации работы с конфликтными подростками, которая состоит в своевременном выявлении у детей тех или иных предпосылок конфликтного поведения, с помощью диагностических методик, профилактики конфликтного поведения, а если конфликты уже имеются, в эффективном и правильном их ослаблении и разрешении, а также в профессионализме учителей, социальных педагогов, способных работать с конфликтными подростками.
В связи с этим темой нашего исследования является: " Формирование конфликтной компетентности подростков в условиях школы "
Объект исследования - процесс социально-педагогической деятельности по формированию конфликтной компетентности у подростков.
Предмет исследования – условия, обеспечивающие формирование конфликтной компетентности у современных подростков в условиях школы.
Цель исследования - рассмотреть особенности и основные направления деятельности социального педагога по развитию конфликтной компетентности у современных подростков в условиях школы.
В соответствии с проблемой, предметом, объектом и целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. рассмотреть основные концепции по изучению конфликтной компетентности в современной психологии;
2. изучить конфликтную компетентность и её основные психологические составляющие;
3. выявить особенности проявления конфликтности у современных подростков, обобщить основные направления и стратегии, а также методы и приёмы по развитию конфликтной компетентности у подростков;
4. исследовать особенности развития конфликтной компетентности в подростковом возрасте.
Гипотеза исследования - предполагается, что формирования конфликтной компетентности у современных подростков в условиях школы будет более эффективным при проведении занятий по специально разработанной программе.
Методы исследования:
1. Теоретические (анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, систематизация, формулировка выводов, выделение главного, обобщение);
2. Эмпирические (беседа, анкетирование, тестирование, эксперимент).
Методологическая основа исследования: работы по общей теории конфликтов (А. Я Анцупов, В. В Дружинин, В. Н Кудрявцев, Д. С Конторов); теории по исследованию структуры, характеристик и динамики конфликтов (Н.В. Гришина, А.А. Ершов, В.Н. Кудрявцев, А.Н. Сухов); концепции по изучению психологических характеристик конфликтных личностей (В.Т. Зазыкин, Е.В. Зайцева, Н.В. Крогиус, А.Н. Сухов); ролевого поведения в конфликте (Е.Г. Баранов); стратегий и тактик конфликтного противоборства (Н. ВГришина, А.С. Гусева, В.В. Козлов); методов разрешения конфликтов (Г. Томас, Ф. Кильман, И.А. Фурманов); исследования социальных конфликтов (С.М. Емельянов, A. B. Карпов, В.В. Новиков, Л.А. Петровская, А.И. Пригожин, Т.Н. Привалихина и др.); работы по определению конфликтной компетентности (Л.С. Выготского, Т.В. Ковшечниковой, А.Н. Клермона, Ж. Пиаже, Б.И. Хасана, Г.Д. Щедровицкого, Л.М. Митина, Л.А. Петровская, И.И. Рыданова, И. А Колесниковой); теории, посвящённые изучению подросткового возраста (Л.И. Божович, С. Холл, А. Гезелл, Д.Б. Эльконин, К. Левин, А. Н Леонтьев, А.Р. Лурия, В.Н. Мясищев, В.С. Мерлин, Я.Л. Коломенский, М. И Рожков).
Теоретическая значимость исследования: рассмотрены основные концепции изучения конфликтной компетентности; изучены основные уровни конфликтной компетентности; проанализированы основные психологические составляющие конфликтной компетентности; выявлены основные стратегии управления конфликтом; определены основные направления, методы и приёмы по развитию конфликтной компетентности у подростков.
Практическая значимость исследования: исследование позволило выявить уровень развития конфликтной компетентности у подростков; разработать комплекс мер по развитию конфликтной компетентности у подростков; материалы данной работы могут быть использованы в практической деятельности психологов и социальных педагогов в работе с подростками и с их родителями.
Структура работы: работа состоит из двух глав, каждая из которых состоит из трёх подпунктов; включает введение, выводы по главам, заключение, список литературы, состоящий из 60 литературных источников, 4 приложения, 7 таблиц, и 12 рисунков. Объём работы - 94 страницы.
Опытно-экспериментальной базой исследования была выбрана Момотовская СОШ, в которой проводилось исследование на выборке из подростков с 7 по 11 класс, в количестве 36 детей.