или Зарегистрироваться

8-913-532-77-14

Информационно-консультационный центр для студентов

Готовые работыРусский язык и Литература

1. Подберите синонимичные выражения к термину «лингвистическая историография». 2. Ознакомьтесь со статьей О.В. Фельде «Лингвистическая историография». 1. Ознакомьтесь с работой В.В. Колесова «О периодизации истории русского языкознания» // Колесов, В.В. История русского языкознания: Очерки и этюды / В.В. Колесов. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003. - С. 10-26. 1. Ознакомьтесь с фрагментом статьи В.З. Демьянкова «Когнитивная лингвистика как разновидность интерпретирующего подхода» (Вопросы языкознания - 1994. - № 4. - С. 17-33. Адреса доступа к электронной версии: http://www.infolex.ru/Cogni

2015

Важно! При покупке готовой работы
сообщайте Администратору код работы:

099-03-15




Соглашение

* Готовая работа (дипломная, контрольная, курсовая, реферат, отчет по практике) – это выполненная ранее на заказ для другого студента и успешно защищенная работа. Как правило, в нее внесены все необходимые коррективы.
* В разделе "Готовые Работы" размещены только работы, сделанные нашими Авторами.
* Всем нашим Клиентам работы выдаются в электронном варианте.
* Работы, купленные в этом разделе, не дорабатываются и деньги за них не возвращаются.
* Работа продается целиком; отдельные задачи или главы из работы не вычленяются.

Цена: 1500 р.


О. В. Фельде РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ТЕОРИИ ЯЗЫКА. Ч. 2 (ОБЩЕЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ) (0 кб)

Содержание

Тема 1.

 

ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ   ИСТОРИОГРАФИЯ

КАК   ПОДОТРАСЛЬ   ОБЩЕГО   ЯЗЫКОЗНАНИЯ

 

Задание 1. Подберите синонимичные выражения к термину «лингвистическая историография»

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

 

Задание 2. Ознакомьтесь со статьей О.В. Фельде «Лингвистическая историография». (См. Приложение.) Впишите необходимые сведения в Рабочую тетрадь.

Время появления первых работ по истории лингвистических учений

_______________________________________________________________

 

Причины, по которым в России сложилась «история науки о языке в её теоретических аспектах»

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Периодизация отечественной историографии

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Актуальная проблематика лингвистической историографии

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В каком из школьных учебников по русскому языку уделяется должное внимание деятельности русских лингвистов?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 3. Ознакомьтесь со статьей Р.А. Будагова «Чему учит нас история науки о языке?». (См. Приложение.)

Выпишите в рабочую тетрадь не менее 3 аргументов автора в пользу необходимости изучать историю лингвистики.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 4. Докажите необходимость лингвоисториографических сведений в школьном курсе русского языка. На каком этапе обучения целесообразнее всего знакомить школьников с достижениями отечественных лингвистов?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема 2.

 

 ПЕРИОДИЗАЦИЯ   РУССКОГО   ЯЗЫКОЗНАНИЯ

 

Задание 1. Ознакомьтесь с работой В.В. Колесова «О периодизации истории русского языкознания» // Колесов, В.В. История русского языкознания: Очерки и этюды / В.В. Колесов. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003. - С. 10-26. (См. Приложение.)

 

Заполните  таблицу.

 

Время

Название этапа

Основной метод

Главные достижения

XI-XVI вв.

 

 

 

 

 

XVI-XVII вв.

 

 

 

 

 

 

XVIII - первая четв. XIX в.

 

 

 

 

 

 

Первая четв. XIX в. - 70-е годы XIX в.

 

 

 

 

 

 

После 70-х годов XIX в. - 20-е годы XX в.

 

 

 

 

20-е годы XX в. - до 50-х годов XX в.

 

 

 

50-е годы XX в. до начала 70-х годов XX в.

 

 

 

После 70-х годов XX в. - наст. вр.

 

 

 

 

 


Тема 3.

 

ЗАРОЖДЕНИЕ   ТЕОРЕТИЧЕСКОГО

ЯЗЫКОЗНАНИЯ   В   РОССИИ

 

Задание 1. Впишите названия лингвистических трудов основоположника русистики как автономной области знаний.

 

 

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Год жизни:

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 2. Какие проблемы теоретического языкознания затрагивал М.В. Ломоносов в своих лингвистических работах?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 3. Современник М.В. Ломоносова, французский ученый Кондильяк, был наиболее близок к своему российскому коллеге по воззрениям на сущность языка. Какие особенности языка отмечал этот выдающийся представитель логической парадигмы в истории лингвистики? (См. Материалы электронной хрестоматии по теории языка / сост. О.В. Фельде).

 

 

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Этьен Бонно де Кондильяк

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Тема 4.

 

РУССКОЕ СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ

ЯЗЫКОЗНАНИЕ XIX в.

 

Задание 1. Назовите настоящее имя и основные труды этого ученого.

 

 

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2. Ниже представлены портреты современников А.Х. Востокова. Назовите их полные имена и годы жизни. Укажите, что объединяет этих лингвистов с А.Х. Востоковым.

 

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 


________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 


Задание 4. Заполните таблицу, пользуясь материалами учебного пособия Я.В. Лоя «История лингвистических учений» (М., 1968. - С. 41-114) и И.П. Сусова «История языкознания» (М, 2006.-разделы 6.5. «Сравнительно-историческое языкознание в России первой половины XIX в.»; 8.1 «И.А. Бодуэн де Куртене и Казанская лингвистическая школа»; «Ф.Ф. Фортунатов и фортунатовское течение в языкознании»).

 

Этапы становления сравнительно-исторического языкознания на русской почве

Фамилии выдающихся представителей (русских и зарубежных)

Основные достижения

Первая четверть XIX в. - середина XIX в.

 

 

 

 

 

 

50-е годы XIX в. до 70-х годов XIX в.

 

 

 

 

 

 

Последняя четверть XIX - нач. XX вв.

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 5. Сформулируйте главный принцип компоративизма

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Задание 6. Продолжите определение:

Сравнительно-исторический метод - это система исследовательских приёмов, имеющая своей задачей

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 7. Перечислите основные приёмы сравнительно-исторического метода

 

1.__________________________________________________________________

2.___________________________________________________________________

3.___________________________________________________________________

4.___________________________________________________________________

5.___________________________________________________________________

6.___________________________________________________________________

 

Задание 8. Кто из изображенных ниже российских языковедов XIX в. был наиболее последовательным приверженцем учения Якоба Гримма о взаимосвязи языка, истории и народа.

 

Измаил Иванович Срезневский

 

 

Дмитрий Николаевич Овсяников-Куликовский

 

 

Федор Иванович Буслаев

 

 


Задание 9. Приведите не менее трех аргументов в пользу тезиса: «Открытие сравнительно-исторического метода сыграло исключительную роль в истории мирового и отечественного языкознания».

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 


Тема 5.

 

РУССКИЕ    ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ    ШКОЛЫ

ПОСЛЕДНЕЙ    ЧЕТВЕРТИ   XIX  в.

 

Задание 1. Назовите настоящее имя и годы жизни основоположника Казанской лингвистической школы И.А. Бодуэна де Куртене. Перечислите основные заслуги этого ученого перед мировой и отечественной лингвистикой.

 

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 2. Ознакомьтесь с деятельностью Казанской лингвистической школы, пользуясь материалами учебных пособий И.П. Сусова и Я.В. Лоя (см. также Материалы электронной хрестоматии по теории языка / сост. О.В. Фельде). Заполните таблицу.

 

Время возникновения Казанской лингвистической школы

Основоположник

Выдающиеся представители

Постулаты (афористичные формулировки основных проблем общего языкознания)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 3. Среди   учеников И.А. Бодуэна де Куртене были такие крупные лингвисты XX в., как:

___________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 4. И.А. Бодуэн де Куртене опередил Ф. де Соссюра в решении проблем

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 5. Ученые КЛШ стали основоположниками такой науки XX в., как

_______________________________________________________________

 

Задание 6. Напишите лингвистическую миниатюру о значении Казанской лингвистической школы в истории отечественной и мировой лингвистики.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 7. Назовите имя и годы жизни основоположника Харьковской лингвистической школы. Перечислите основные заслуги этого ученого перед мировой и отечественной лингвистикой.

 

 

 

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 8. Главными трудами А.А. Потебни в области языкознания являются:

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 9. Ознакомьтесь с деятельностью Харьковской лингвистической школы, пользуясь материалами учебных пособий И.П. Сусова и Я.В. Лоя (см. также Электронную хрестоматию по теории языка / сост. О.В. Фельде). Заполните таблицу.

 

 

Время возникновения Харьковской лингвистической школы

Основоположник

Выдающиеся представители

Постулаты (афористичные формулировки основных проблем общего языкознания)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 10.  Какие идеи Вильгельма фон Гумбольдта легли в основу лингвистической теории И.А. Потебни?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 11. В чем заключается сходство теоретических взглядов А.А. Потебни и Хаймана Штейнталя?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 12. Предпосылки появления психологического направления в языкознании XIX в.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 13. Особенность психологизма Потебни в том, что объяснение фактов языка следует   искать

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 14. Ученые ХЛШ считали, что в основе развития языка лежит

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 15. Сформулируйте вывод к докладу о значении Харьковской лингвистической школы в истории отечественной и мировой лингвистики

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 16. Назовите имя и годы жизни основоположника Московской лингвистической школы. Перечислите основные заслуги этого ученого перед мировой и отечественной лингвистикой.

 

 

 

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание  17. Представителями Московской (фортунатовской) лингвистической школы являются:

 

1______________________________________________________________

2______________________________________________________________

3______________________________________________________________

4______________________________________________________________

5______________________________________________________________

6______________________________________________________________

7______________________________________________________________

8______________________________________________________________

9______________________________________________________________

 

 

Задание 18. На формирование лингвистических взглядов Ф.Ф. Фортунатова и членов МЛШ оказало влияние лингвистическое течение

___________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 19. Новым словом в морфологии XIX в. было учение Ф.Ф. Фортунатова о

___________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 20.  Ф.Ф.  Фортунатов был основоположником такого направления в грамматике, как

___________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 21. Ф.Ф. Фортунатова называют предтечей структурализма, потому что

___________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 22. Общим для ХЛШ, МЛШ и КЛШ было понимание языка как явления.

___________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 23. Основным принципом исследования языка являлся принцип

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 24. Ученых ХЛШ, МЛШ и КЛШ интересовали такие проблемы общего языкознания, как

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 25. Ознакомьтесь с работой Ф.М. Березина «Немецкий и русский младограмматизм». (См. Электронную хрестоматию по теории языка / Сост. О.В. Фельде.) Продолжите фразу:

 

От немецких младограмматиков ученые МЛШ и КЛШ выгодно отличались тем, что они:

а)______________________________________________________________

б)_____________________________________________________________

в)______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Тема 7.

 

РУССКОЕ   ЯЗЫКОЗНАНИЕ

В   ПЕРВОЙ   ПОЛОВИНЕ   XX   века

 

Задание 1. Ознакомьтесь с разделом 9.1. «Петербургская лингвистическая школа» из учебника И.П. Сусова «История лингвистики» (М., 2006.- с. 212-218). Впишите имена и годы жизни представителей ПЛШ в рабочую тетрадь.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 2. Продолжите фразу «Члены Петербургской (Петроградской / Ленинградской) школы понимали язык как ....

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 3. Основными направлениями научных исследований ПЛШ в первой половине XX в. были:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 4. Лингвистическую концепцию Льва Владимировича Щербы отличаю следующие особенности:

 

Щерба Л.В. (1880-1944)

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 5. Труды Л.В. Щербы нашли широкое применение в таких отраслях лингвистики, как:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 6. Евгений Дмитриевич Поливанов был крупным специалистом в таких областях лингвистики, как:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

Основные лингвистические труды:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 7. Ознакомьтесь со статьёй о марризме, представленной в электронной энциклопедии «Кругосвет» (www.krugosvet.ru). Составьте вопросный план статьи.

МАРРИЗМ - совокупность гипотез об историческом развитии языка, выдвинутых в 1923 и в последующие годы академиком Н.Я. Марром и представлявших собой реакцию на кризис господствовавшего в XIX в. сравнительно-исторического метода. Сохранив представление о лингвистике как исторической науке, марризм сочетал в себе идеи В. фон Гумбольдта и др. о единых для всего человечества стадиях развития языков с рядом своеобразных теоретических положений Марра. Согласно этим положениям, все человечество первоначально проходило этап языка жестов («кинетической речи»), затем произошла «звуковая революция» и язык приобрел звуковую форму. Первоначально речь состояла из четырех «диффузных выкриков» (сал, бер, йон, рош); затем эти «выкрики» членились на отдельные звуки, комбинировались и модифицировались, в результате чего получились слова всех языков мира. Разложение на элементы, соответствующие этим «выкрикам», по Марру, предполагалось возможным и применительно к словам современных языков (элементный, или палеонтологический анализ). Считалось, что языки возникли независимо друг от друга, после чего проходили одни и те же стадии, развиваясь от морфологически простых к морфологически сложным типам; языки типа китайского при этом рассматривались как стадиально самые архаичные, а языки типа латинского, древнегреческого или санскрита - как самые развитые. Марризм отрицал выработанные сравнительно-историческим языкознанием представления о родстве языков, считая, что языки в ходе исторического развития не могут расходиться, а могут только сходиться («скрещиваться»). Считалось, что благодаря «скрещениям» количество языков все время уменьшается и в итоге должен сложиться единый язык. Создание такого языка Марр связывал с новой «революцией» в языке, «переросшем звуковую форму».

Многими своими чертами марризм соответствовал общественным умонастроениям в СССР в 1920-е годы. К ним относились революционность, разрыв с традициями, полное отрицание «буржуазной» науки, стремление рассмотреть все явления «в мировом масштабе», национальный нигилизм и др.

При множестве частных изменений, делавшихся Марром после 1923 года, основные положения марризма продолжали сохраняться. Главной модификацией марризма, произведенной в конце 1920-х годов, стала попытка совмещения его положений с положениями марксизма,  имевшая достаточно внешний и конъюнктурный характер: язык стал называться «надстройкой», будущий «всемирный язык» — связываться с коммунистическим обществом и т. д.

Потерпев неудачу в пропаганде своей концепции за рубежом, Марр с середины 1920-х годов стал добиваться поддержки авторитетных руководителей государства (Н.И. Бухарина, А.В. Луначарского и др.). В Ленинграде господство марризма установилось в конце 1920-х годов, в Москве - в 1932-1933 годах. В это время была исключена возможность появления каких-либо критических по отношению к марризму публикаций, а сравнительно-исторические исследования были запрещены. К марристскому лагерю примыкали некомпетентные в вопросах лингвистики историки и философы-марксисты, иногда явные проходимцы, но в то же время и многие молодые ученые, неудовлетворенные традиционной наукой и искавшие новые пути: В.И. Абаев, С.Д. Кацнелъсон, О.М. Фрейденберг, А.А. Холодович, отчасти Н.Ф. Яковлев и др.

После смерти Марра в 1934 году его последователи во главе с академиком И.И. Мещаниновым пошли на компромисс с научной лингвистикой. Наиболее фантастические элементы марризма вроде элементного анализа были забыты, другие видоизменились; стадиальные исследования превратились в синтаксическую типологию, уже не связанную жестко с представлениями об исторических стадиях. Официально марризм продолжал считаться «марксизмом в языкознании». В 1948-1950 годы под флагом борьбы с «космополитизмом» началось восстановление марризма в полном объеме, прерванное после выступления Сталина в газете «Правда» 20 июня 1950 года против марризма. Лишившись официальной поддержки, марризм после 1950 года прекратил существование и более не возрождался.

 

ЛИТЕРАТУРА

Алпатов В.М. История одного мифа. Марр и марризм /В.М. Алпатов. - М, 1991.

Горбаневский, М.В. В начале было слово /М.В. Горбачевский. - М., 1991.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 8. Прочтите работу В.М. Алпатова «МАРР, МАРРИЗМ И СТАЛИНИЗМ» (Философские исследования. - 1993. - № 4. - С. 271-288). Адреса доступа   к   электронной   версии   статьи:   http://www.khvorostin.ruserv.com/lib/alpatov-93.html/ http://murmix.narod.ru/uch/rus/MARR_i_ego_rol_v_yazykoznanii.htm 

Ответьте за вопросы:

В чем заключаются основные теоретические ошибки Н.Я. Марра?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Чем вы можете объяснить влиятельность идей марризма в русском языкознании 30-40-х годов XX века?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Тема 8.

 

РУССКОЕ   ЯЗЫКОЗНАНИЕ   В   СЕРЕДИНЕ  XX  в.

ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ   КОНЦЕПЦИЯ

В.В. ВИНОГРАДОВА

 

Задание 1. Научные интересы В.В. Виноградова были чрезвычайно широки. Он оставил множество трудов в таких областях русистики, как:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Главные труды ак. В.В. Виноградова:

 

 

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 2. Ознакомьтесь с разделом «Основные установки и тенденции советского языкознания» в учебном пособии Я.В. Лоя «История лингвистики» (М, 1968. -С. 241-242). Выпишите в рабочую тетрадь определение сущности языка с точки зрения советских лингвистов середины XX века.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 3. Назовите имена ученых, которые в середине XX века внесли большой вклад в развитие фононологии.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Тема 9.

 

СОВРЕМЕННЫЕ   ПРОБЛЕМЫ   НАУКИ

О    РУССКОМ    ЯЗЫКЕ.   СОЦИОЛИНГВИСТИКА.

 

Задание 1. Назовите имена российских ученых, которые в первой половине XX века разработали исследовательские принципы социологического направления в языкознании (Материал для справок: Сусов, И.П. История языкознания / И.П. Су-сов. - М.:АСТ: Восток - Запад, 2006. - С. 288-289; раздел 10.7. Язык и социум.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 2. Дайте определение социолингвистики - отрасли языкознания, возникшей в середине XX века на стыке лингвистики, социологии, социальной психологии и этнографии.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 3. В чем конкретно проявляется междисциплинарный статус социолингвистики? (Материал для справок: Сусов, И.П. История языкознания / И.П. Су-сов. - М.:АСТ: Восток -Запад, 2006. - С. 290).

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 4. Перечислите актуальные проблемы современной социолингвистики. (Материал для справок: Сусов, И.П. История языкознания / И.П. Сусов. -М.:АСТ: Восток -Запад, 2006. - С. 289-292).

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 5. Какое значение имеет правильное понимание социальной сущности языка для лингвистической науки в целом? (Материал для справок: Алефиренко, Н.Ф. Современные проблемы науки о языке: учебное пособие / Н.Ф. Алефиренко. - М.: Флинта: Наука, 2005. - С. 239-240).

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 6. Ознакомьтесь с основными социолингвистическими факторами и приведите конкретные примеры их влияния на историческое развитие русского языка и его современное состояние:

1.                 Социальные факторы, обусловленные социально-экономическими формациями (рабовладельческий, феодальный, капиталистический способы производства).

2.                 Глобальные и частные факторы, обусловленные массовой коммуникацией, системой образования и т. д.

3.                 Позитивные и негативные социальные факторы, обусловленные различной интерпретацией явлений природы и общественной жизни представителями религиозной идеологии.

4.                 Социальные факторы, обусловленные взаимодействием языков (обогащение или засорение языка).

5.                 Социальные факторы научно-познавательного значения (относящиеся к естественным, общественным и техническим наукам и т. д.).

6.                 Социальные факторы идеологического содержания (идеология, языковая политика, идеологическое осмысление языковых единиц и т. д.).

7.                 Социальные факторы эстетического плана (литература, искусство).

8.                 Социальные факторы нравственно-эстетического осмыслении явлений общественной жизни.

9.                 Социальные факторы, относящиеся к социально-профессиональной дифференциации языка (Алефиренко, 2005: 241-242).

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 7. Какой ярус языка наиболее подвержен действию социальных факторов?

___________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 8. Продолжите фразу: «Национально-языковое строительство - это система мер, направленная на...

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

(Материал для справок: Алефиренко, Н.Ф. Современные проблемы науки о языке: учебное пособие / Н.Ф. Алефиренко. - М.: Флинта: Наука, 2005. - С. 249-254).

 

Задание 9. Ознакомьтесь с основными направлениями языковой политики СССР в первой половине XX века (Алефиренко, 2005: 254). Какие из них не потеряли актуальности в наши дни? Какие новые направления языковой политики вы можете назвать?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 10. Сравните определение терминов «языковая ситуация», взятых из разных источников. Какое из них кажется вам наиболее точным? Почему?

 

«Языковая ситуация - это совокупность языков и языковых образований, обслуживающих некоторый социум (этнос и полиэтническую общность) в границах определенного региона, политико-территориального объединения или государства» (Мечковская, Н.Б. Общее языкознание: Структурная и социальная типология языков: учебное пособие / Н.Б. Мечковская. - 3-е изд. - М.: Флинта: Наука, 2003.-С. 160).

 

«Языковая ситуация - это конкретный тип взаимодействия языков и разных форм их существования в общественной жизни каждого народа на данном этапе его исторического развития» (Аврорин, В.А. Проблемы изучения функциональной стороны языка: К вопросу о предмете социолингвистики / В.А. Аворин. - Л.: Наука, 1975.-С. 2).

 

«Совокупность форм существования (а также стилей) одного языка или совокупность языков в их территориально-социальном взаимоотношении и функциональном взаимодействии в границах определенных географических регионов или административно-политических образований» (Виноградов В.А. Языковая ситуация // Лингвистический энциклопедический словарь / гл. ред. В.Н. Ярцева. -М.: Советская энциклопедия, 1990. -С. 616).

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 11. Выпишите в тетрадь признаки, значимые для типологии языковых ситуаций.

(Материал для справок: Мечковская, Н.Б. Общее языкознание: Структурная и социальная типология языков: учебное пособие / Н.Б. Мечковская. - 3-е изд. - М.: Флинта: Наука, 2003. - С. 160-174.)

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 12. Выпишите в тетрадь определение терминов «диглоссия», «экзоглоссия», «эндоглоссия», «гиперглоссия», «гипоглоссия» и приведите примеры регионов, в которых отмечен данный тип языковой ситуации.

Материал для справок: Алефиренко, Н.Ф. Современные проблемы науки о языке: учебное пособие / Н.Ф. Алефиренко. - М: Флинта: Наука, 2005. - С. 258-259. Мечковская, Н.Б. Общее языкознание: Структурная и социальная типология языков: учебное пособие / Н.Б. Мечковская.- 3-е изд.- М.: Флинта: Наука, 2003. - С. 168-174.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема 10.

 

ПСИХОЛИНГВИСТИКА

 

Задание 1. Время возникновения и задачи психолингвистики как отдельной отрасли науки о языке.

(Материал  для   справок:   Сусов,  И.П.   История  языкознания  /  И.П.   Сусов. -М.:АСТ: Восток - Запад, 2006. - С. 278-279.)

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 2. Назовите фамилии ученых, труды которых послужили психологическим базисом отечественной психолингвистики.

(Материал для справок: Сусов, И.П. История языкознания / И.П. Сусов. - М.: АСТ: Восток - Запад, 2006. - С. 281.)

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 3. Заполните недостающие звенья в таблице.

 

Отечественная психолингвистическая школа

Ф.И.О. её представителей

Московская психолингвистическая школа

 

Санкт-Петербургская психолингвистическая школа

 

Тверская психолингвистическая школа

 

Пермская психолингвистическая школа

 

 


 

 

 

 

Задание 4. Вчем заключается принципиальное отличие российской психолингвистики от зарубежной психолингвистики?

(Материал для справок: Алефиренко, Н.Ф. Современные проблемы науки о языке: учебное пособие / Н.Ф. Алефиренко. - М.: Флинта: Наука, 2005. - С. 165 — 167.)

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 5. Перечислите актуальные проблемы психолингвистики:

(Материал для справок: Алефиренко, Н.Ф. Современные проблемы науки о языке: учебное пособие / Н.Ф. Алефиренко. - М.: Флинта: Наука, 2005. - С. 167-172. Сусов, И.П. История языкознания / И.П. Сусов. - М.:АСТ: Восток -Запад, 2006. - С. 279.)

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 6. Раскройте содержательную специфику ассоциативного направления в психолингвистике.

(Материал для справок: Алефиренко, Н.Ф. Современные проблемы науки о языке: учебное пособие / Н.Ф. Алефиренко. -М.: Флинта: Наука, 2005. - С. 170-171.)

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 7. Раскройте содержательную специфику трасформационистского   направления в психолингвистике.

(Материал для справок: Алефиренко, Н.Ф. Современные проблемы науки о языке: учебное пособие / Н.Ф. Алефиренко. - М.: Флинта: Наука, 2005. - С. 167-169.)

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 8. Раскройте содержательную специфику речедеятельностного  направления в психолингвистике.

(Материал для справок: Алефиренко, Н.Ф. Современные проблемы науки о языке: учебное пособие / Н.Ф. Алефиренко. - М.: Флинта: Наука, 2005. - С.167-168.)

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 9. Раскройте суть теории речевых актов.

(Материал  для  справок:   Сусов,   И.П.   История  языкознания  /  И.П.   Сусов.-

М.:АСТ: Восток -Запад, 2006. - С. 271-273.)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Тема 11.

 

КОГНИТИВНАЯ    ЛИНГВИСТИКА

 

Задание 1. Ознакомьтесь с фрагментом статьи В.З. Демьянкова «Когнитивная лингвистика как разновидность интерпретирующего подхода» (Вопросы языкознания - 1994. - № 4. - С. 17-33. Адреса доступа к электронной версии: http://www.infolex.ru/Cogni.html

Выпишите в тетрадь определение терминов «когнитивизм», «когнитивная наука», «когнитивная лингвистика».

 

Когнитивизм -

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Когнитивная наука -

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Когнитивная лингвистика -

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 2. Выпишите в тетрадь названия наук, включенных в когнитивную парадигму. Какое место среди них занимает когнитивная лингвистика?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 3. Выпишите в тетрадь толкование исходных понятий когнитивной лингвистики.

(Материал для справок: Алефиренко, Н.Ф. Современные проблемы науки о языке: учебное пособие / Н.Ф. Алефиренко. - М.: Флинта: Наука, 2005. - С. 174-199.)

 

Познание -

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Информация —

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Знание -

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Фрейм -

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Сценарий —

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Генштальт -

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Концептосхема -

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Скрипт —

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Менталитет —

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Концептосфера —

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 4. Ознакомьтесь со словарной статьей  «Концепт» в словаре Ю. С. Степанова «Константы: Словарь русской культуры. - 3-е изд. - М.: Академический проект,      2004. -     С. 42-67..    Адрес      доступа     к     электронной версии: http://www.psiholog.narod.ru/concept/stepanov_concept.htm

Выпишите в тетрадь определение концепта, данного Ю.С. Степановым.

 

Концепт -

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 5. Современная когнитивная лингвистика сосредоточивается на решении двух основных проблем: а) как язык использует общие когнитивные механизмы в процессе коммуникации; б) как через язык познаются сами когнитивные механизмы.

Перечислите названия лингвистических направлений и отраслей, которые решают ключевые проблемы когнитивной лингвистики. Назовите имена ученых, представляющих данные направления.

(Материал для справок: Алефиренко, Н.Ф. Современные проблемы науки о языке: учебное пособие / Н.Ф. Алефиренко. - М.: Флинта: Наука, 2005. - С. 197-198.)

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


 

 



Цена: 1500 р.


Все темы готовых работ →

Другие готовые работы по теме «русский язык и литература»