Готовые работы → Русский язык и Литература
1. Подберите синонимичные выражения к термину «лингвистическая историография». 2. Ознакомьтесь со статьей О.В. Фельде «Лингвистическая историография». 1. Ознакомьтесь с работой В.В. Колесова «О периодизации истории русского языкознания» // Колесов, В.В. История русского языкознания: Очерки и этюды / В.В. Колесов. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003. - С. 10-26. 1. Ознакомьтесь с фрагментом статьи В.З. Демьянкова «Когнитивная лингвистика как разновидность интерпретирующего подхода» (Вопросы языкознания - 1994. - № 4. - С. 17-33. Адреса доступа к электронной версии: http://www.infolex.ru/Cogni
2015
Важно! При покупке готовой работы
099-03-15
сообщайте Администратору код работы:
Соглашение
* Готовая работа (дипломная, контрольная, курсовая, реферат, отчет по практике) – это выполненная ранее на заказ для другого студента и успешно защищенная работа. Как правило, в нее внесены все необходимые коррективы.
* В разделе "Готовые Работы" размещены только работы, сделанные нашими Авторами.
* Всем нашим Клиентам работы выдаются в электронном варианте.
* Работы, купленные в этом разделе, не дорабатываются и деньги за них не возвращаются.
* Работа продается целиком; отдельные задачи или главы из работы не вычленяются.
Содержание
Тема 1.
ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ
КАК ПОДОТРАСЛЬ ОБЩЕГО ЯЗЫКОЗНАНИЯ
Задание 1. Подберите синонимичные выражения к термину «лингвистическая историография»
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
Задание 2. Ознакомьтесь со статьей О.В. Фельде «Лингвистическая историография». (См. Приложение.) Впишите необходимые сведения в Рабочую тетрадь.
Время появления первых работ по истории лингвистических учений
_______________________________________________________________
Причины, по которым в России сложилась «история науки о языке в её теоретических аспектах»
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Периодизация отечественной историографии
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Актуальная проблематика лингвистической историографии
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В каком из школьных учебников по русскому языку уделяется должное внимание деятельности русских лингвистов?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3. Ознакомьтесь со статьей Р.А. Будагова «Чему учит нас история науки о языке?». (См. Приложение.)
Выпишите в рабочую тетрадь не менее 3 аргументов автора в пользу необходимости изучать историю лингвистики.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4. Докажите необходимость лингвоисториографических сведений в школьном курсе русского языка. На каком этапе обучения целесообразнее всего знакомить школьников с достижениями отечественных лингвистов?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема 2.
ПЕРИОДИЗАЦИЯ РУССКОГО ЯЗЫКОЗНАНИЯ
Задание 1. Ознакомьтесь с работой В.В. Колесова «О периодизации истории русского языкознания» // Колесов, В.В. История русского языкознания: Очерки и этюды / В.В. Колесов. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003. - С. 10-26. (См. Приложение.)
Заполните таблицу.
Время |
Название этапа |
Основной метод |
Главные достижения |
XI-XVI вв. |
|
|
|
XVI-XVII вв. |
|
|
|
XVIII - первая четв. XIX в. |
|
|
|
Первая четв. XIX в. - 70-е годы XIX в. |
|
|
|
После 70-х годов XIX в. - 20-е годы XX в. |
|
|
|
20-е годы XX в. - до 50-х годов XX в. |
|
|
|
50-е годы XX в. до начала 70-х годов XX в. |
|
|
|
После 70-х годов XX в. - наст. вр. |
|
|
|
Тема 3.
ЗАРОЖДЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО
ЯЗЫКОЗНАНИЯ В РОССИИ
Задание 1. Впишите названия лингвистических трудов основоположника русистики как автономной области знаний.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Год жизни:
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2. Какие проблемы теоретического языкознания затрагивал М.В. Ломоносов в своих лингвистических работах?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3. Современник М.В. Ломоносова, французский ученый Кондильяк, был наиболее близок к своему российскому коллеге по воззрениям на сущность языка. Какие особенности языка отмечал этот выдающийся представитель логической парадигмы в истории лингвистики? (См. Материалы электронной хрестоматии по теории языка / сост. О.В. Фельде).
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Этьен Бонно де Кондильяк
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема 4.
РУССКОЕ СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ
ЯЗЫКОЗНАНИЕ XIX в.
Задание 1. Назовите настоящее имя и основные труды этого ученого.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2. Ниже представлены портреты современников А.Х. Востокова. Назовите их полные имена и годы жизни. Укажите, что объединяет этих лингвистов с А.Х. Востоковым.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4. Заполните таблицу, пользуясь материалами учебного пособия Я.В. Лоя «История лингвистических учений» (М., 1968. - С. 41-114) и И.П. Сусова «История языкознания» (М, 2006.-разделы 6.5. «Сравнительно-историческое языкознание в России первой половины XIX в.»; 8.1 «И.А. Бодуэн де Куртене и Казанская лингвистическая школа»; «Ф.Ф. Фортунатов и фортунатовское течение в языкознании»).
Этапы становления сравнительно-исторического языкознания на русской почве |
Фамилии выдающихся представителей (русских и зарубежных) |
Основные достижения |
Первая четверть XIX в. - середина XIX в. |
|
|
50-е годы XIX в. до 70-х годов XIX в. |
|
|
Последняя четверть XIX - нач. XX вв. |
|
|
Задание 5. Сформулируйте главный принцип компоративизма
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 6. Продолжите определение:
Сравнительно-исторический метод - это система исследовательских приёмов, имеющая своей задачей
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 7. Перечислите основные приёмы сравнительно-исторического метода
1.__________________________________________________________________
2.___________________________________________________________________
3.___________________________________________________________________
4.___________________________________________________________________
5.___________________________________________________________________
6.___________________________________________________________________
Задание 8. Кто из изображенных ниже российских языковедов XIX в. был наиболее последовательным приверженцем учения Якоба Гримма о взаимосвязи языка, истории и народа.
Измаил Иванович Срезневский
Дмитрий Николаевич Овсяников-Куликовский
Федор Иванович Буслаев
Задание 9. Приведите не менее трех аргументов в пользу тезиса: «Открытие сравнительно-исторического метода сыграло исключительную роль в истории мирового и отечественного языкознания».
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема 5.
РУССКИЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ
ПОСЛЕДНЕЙ ЧЕТВЕРТИ XIX в.
Задание 1. Назовите настоящее имя и годы жизни основоположника Казанской лингвистической школы И.А. Бодуэна де Куртене. Перечислите основные заслуги этого ученого перед мировой и отечественной лингвистикой.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2. Ознакомьтесь с деятельностью Казанской лингвистической школы, пользуясь материалами учебных пособий И.П. Сусова и Я.В. Лоя (см. также Материалы электронной хрестоматии по теории языка / сост. О.В. Фельде). Заполните таблицу.
Время возникновения Казанской лингвистической школы |
Основоположник |
Выдающиеся представители |
Постулаты (афористичные формулировки основных проблем общего языкознания) |
|
|
|
|
Задание 3. Среди учеников И.А. Бодуэна де Куртене были такие крупные лингвисты XX в., как:
___________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4. И.А. Бодуэн де Куртене опередил Ф. де Соссюра в решении проблем
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 5. Ученые КЛШ стали основоположниками такой науки XX в., как
_______________________________________________________________
Задание 6. Напишите лингвистическую миниатюру о значении Казанской лингвистической школы в истории отечественной и мировой лингвистики.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 7. Назовите имя и годы жизни основоположника Харьковской лингвистической школы. Перечислите основные заслуги этого ученого перед мировой и отечественной лингвистикой.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 8. Главными трудами А.А. Потебни в области языкознания являются:
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 9. Ознакомьтесь с деятельностью Харьковской лингвистической школы, пользуясь материалами учебных пособий И.П. Сусова и Я.В. Лоя (см. также Электронную хрестоматию по теории языка / сост. О.В. Фельде). Заполните таблицу.
Время возникновения Харьковской лингвистической школы |
Основоположник |
Выдающиеся представители |
Постулаты (афористичные формулировки основных проблем общего языкознания) |
|
|
|
|
Задание 10. Какие идеи Вильгельма фон Гумбольдта легли в основу лингвистической теории И.А. Потебни?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 11. В чем заключается сходство теоретических взглядов А.А. Потебни и Хаймана Штейнталя?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 12. Предпосылки появления психологического направления в языкознании XIX в.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 13. Особенность психологизма Потебни в том, что объяснение фактов языка следует искать
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 14. Ученые ХЛШ считали, что в основе развития языка лежит
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 15. Сформулируйте вывод к докладу о значении Харьковской лингвистической школы в истории отечественной и мировой лингвистики
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 16. Назовите имя и годы жизни основоположника Московской лингвистической школы. Перечислите основные заслуги этого ученого перед мировой и отечественной лингвистикой.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 17. Представителями Московской (фортунатовской) лингвистической школы являются:
1______________________________________________________________
2______________________________________________________________
3______________________________________________________________
4______________________________________________________________
5______________________________________________________________
6______________________________________________________________
7______________________________________________________________
8______________________________________________________________
9______________________________________________________________
Задание 18. На формирование лингвистических взглядов Ф.Ф. Фортунатова и членов МЛШ оказало влияние лингвистическое течение
___________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 19. Новым словом в морфологии XIX в. было учение Ф.Ф. Фортунатова о
___________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 20. Ф.Ф. Фортунатов был основоположником такого направления в грамматике, как
___________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 21. Ф.Ф. Фортунатова называют предтечей структурализма, потому что
___________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 22. Общим для ХЛШ, МЛШ и КЛШ было понимание языка как явления.
___________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 23. Основным принципом исследования языка являлся принцип
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 24. Ученых ХЛШ, МЛШ и КЛШ интересовали такие проблемы общего языкознания, как
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 25. Ознакомьтесь с работой Ф.М. Березина «Немецкий и русский младограмматизм». (См. Электронную хрестоматию по теории языка / Сост. О.В. Фельде.) Продолжите фразу:
От немецких младограмматиков ученые МЛШ и КЛШ выгодно отличались тем, что они:
а)______________________________________________________________
б)_____________________________________________________________
в)______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема 7.
РУССКОЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ
В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XX века
Задание 1. Ознакомьтесь с разделом 9.1. «Петербургская лингвистическая школа» из учебника И.П. Сусова «История лингвистики» (М., 2006.- с. 212-218). Впишите имена и годы жизни представителей ПЛШ в рабочую тетрадь.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2. Продолжите фразу «Члены Петербургской (Петроградской / Ленинградской) школы понимали язык как ....
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3. Основными направлениями научных исследований ПЛШ в первой половине XX в. были:
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4. Лингвистическую концепцию Льва Владимировича Щербы отличаю следующие особенности:
Щерба Л.В. (1880-1944)
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 5. Труды Л.В. Щербы нашли широкое применение в таких отраслях лингвистики, как:
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 6. Евгений Дмитриевич Поливанов был крупным специалистом в таких областях лингвистики, как:
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Основные лингвистические труды:
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 7. Ознакомьтесь со статьёй о марризме, представленной в электронной энциклопедии «Кругосвет» (www.krugosvet.ru). Составьте вопросный план статьи.
МАРРИЗМ - совокупность гипотез об историческом развитии языка, выдвинутых в 1923 и в последующие годы академиком Н.Я. Марром и представлявших собой реакцию на кризис господствовавшего в XIX в. сравнительно-исторического метода. Сохранив представление о лингвистике как исторической науке, марризм сочетал в себе идеи В. фон Гумбольдта и др. о единых для всего человечества стадиях развития языков с рядом своеобразных теоретических положений Марра. Согласно этим положениям, все человечество первоначально проходило этап языка жестов («кинетической речи»), затем произошла «звуковая революция» и язык приобрел звуковую форму. Первоначально речь состояла из четырех «диффузных выкриков» (сал, бер, йон, рош); затем эти «выкрики» членились на отдельные звуки, комбинировались и модифицировались, в результате чего получились слова всех языков мира. Разложение на элементы, соответствующие этим «выкрикам», по Марру, предполагалось возможным и применительно к словам современных языков (элементный, или палеонтологический анализ). Считалось, что языки возникли независимо друг от друга, после чего проходили одни и те же стадии, развиваясь от морфологически простых к морфологически сложным типам; языки типа китайского при этом рассматривались как стадиально самые архаичные, а языки типа латинского, древнегреческого или санскрита - как самые развитые. Марризм отрицал выработанные сравнительно-историческим языкознанием представления о родстве языков, считая, что языки в ходе исторического развития не могут расходиться, а могут только сходиться («скрещиваться»). Считалось, что благодаря «скрещениям» количество языков все время уменьшается и в итоге должен сложиться единый язык. Создание такого языка Марр связывал с новой «революцией» в языке, «переросшем звуковую форму».
Многими своими чертами марризм соответствовал общественным умонастроениям в СССР в 1920-е годы. К ним относились революционность, разрыв с традициями, полное отрицание «буржуазной» науки, стремление рассмотреть все явления «в мировом масштабе», национальный нигилизм и др.
При множестве частных изменений, делавшихся Марром после 1923 года, основные положения марризма продолжали сохраняться. Главной модификацией марризма, произведенной в конце 1920-х годов, стала попытка совмещения его положений с положениями марксизма, имевшая достаточно внешний и конъюнктурный характер: язык стал называться «надстройкой», будущий «всемирный язык» — связываться с коммунистическим обществом и т. д.
Потерпев неудачу в пропаганде своей концепции за рубежом, Марр с середины 1920-х годов стал добиваться поддержки авторитетных руководителей государства (Н.И. Бухарина, А.В. Луначарского и др.). В Ленинграде господство марризма установилось в конце 1920-х годов, в Москве - в 1932-1933 годах. В это время была исключена возможность появления каких-либо критических по отношению к марризму публикаций, а сравнительно-исторические исследования были запрещены. К марристскому лагерю примыкали некомпетентные в вопросах лингвистики историки и философы-марксисты, иногда явные проходимцы, но в то же время и многие молодые ученые, неудовлетворенные традиционной наукой и искавшие новые пути: В.И. Абаев, С.Д. Кацнелъсон, О.М. Фрейденберг, А.А. Холодович, отчасти Н.Ф. Яковлев и др.
После смерти Марра в 1934 году его последователи во главе с академиком И.И. Мещаниновым пошли на компромисс с научной лингвистикой. Наиболее фантастические элементы марризма вроде элементного анализа были забыты, другие видоизменились; стадиальные исследования превратились в синтаксическую типологию, уже не связанную жестко с представлениями об исторических стадиях. Официально марризм продолжал считаться «марксизмом в языкознании». В 1948-1950 годы под флагом борьбы с «космополитизмом» началось восстановление марризма в полном объеме, прерванное после выступления Сталина в газете «Правда» 20 июня 1950 года против марризма. Лишившись официальной поддержки, марризм после 1950 года прекратил существование и более не возрождался.
ЛИТЕРАТУРА
Алпатов В.М. История одного мифа. Марр и марризм /В.М. Алпатов. - М, 1991.
Горбаневский, М.В. В начале было слово /М.В. Горбачевский. - М., 1991.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 8. Прочтите работу В.М. Алпатова «МАРР, МАРРИЗМ И СТАЛИНИЗМ» (Философские исследования. - 1993. - № 4. - С. 271-288). Адреса доступа к электронной версии статьи: http://www.khvorostin.ruserv.com/lib/alpatov-93.html/ http://murmix.narod.ru/uch/rus/MARR_i_ego_rol_v_yazykoznanii.htm
Ответьте за вопросы:
В чем заключаются основные теоретические ошибки Н.Я. Марра?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Чем вы можете объяснить влиятельность идей марризма в русском языкознании 30-40-х годов XX века?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема 8.
РУССКОЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ В СЕРЕДИНЕ XX в.
ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ
В.В. ВИНОГРАДОВА
Задание 1. Научные интересы В.В. Виноградова были чрезвычайно широки. Он оставил множество трудов в таких областях русистики, как:
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Главные труды ак. В.В. Виноградова:
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2. Ознакомьтесь с разделом «Основные установки и тенденции советского языкознания» в учебном пособии Я.В. Лоя «История лингвистики» (М, 1968. -С. 241-242). Выпишите в рабочую тетрадь определение сущности языка с точки зрения советских лингвистов середины XX века.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3. Назовите имена ученых, которые в середине XX века внесли большой вклад в развитие фононологии.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема 9.
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАУКИ
О РУССКОМ ЯЗЫКЕ. СОЦИОЛИНГВИСТИКА.
Задание 1. Назовите имена российских ученых, которые в первой половине XX века разработали исследовательские принципы социологического направления в языкознании (Материал для справок: Сусов, И.П. История языкознания / И.П. Су-сов. - М.:АСТ: Восток - Запад, 2006. - С. 288-289; раздел 10.7. Язык и социум.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2. Дайте определение социолингвистики - отрасли языкознания, возникшей в середине XX века на стыке лингвистики, социологии, социальной психологии и этнографии.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3. В чем конкретно проявляется междисциплинарный статус социолингвистики? (Материал для справок: Сусов, И.П. История языкознания / И.П. Су-сов. - М.:АСТ: Восток -Запад, 2006. - С. 290).
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4. Перечислите актуальные проблемы современной социолингвистики. (Материал для справок: Сусов, И.П. История языкознания / И.П. Сусов. -М.:АСТ: Восток -Запад, 2006. - С. 289-292).
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 5. Какое значение имеет правильное понимание социальной сущности языка для лингвистической науки в целом? (Материал для справок: Алефиренко, Н.Ф. Современные проблемы науки о языке: учебное пособие / Н.Ф. Алефиренко. - М.: Флинта: Наука, 2005. - С. 239-240).
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 6. Ознакомьтесь с основными социолингвистическими факторами и приведите конкретные примеры их влияния на историческое развитие русского языка и его современное состояние:
1. Социальные факторы, обусловленные социально-экономическими формациями (рабовладельческий, феодальный, капиталистический способы производства).
2. Глобальные и частные факторы, обусловленные массовой коммуникацией, системой образования и т. д.
3. Позитивные и негативные социальные факторы, обусловленные различной интерпретацией явлений природы и общественной жизни представителями религиозной идеологии.
4. Социальные факторы, обусловленные взаимодействием языков (обогащение или засорение языка).
5. Социальные факторы научно-познавательного значения (относящиеся к естественным, общественным и техническим наукам и т. д.).
6. Социальные факторы идеологического содержания (идеология, языковая политика, идеологическое осмысление языковых единиц и т. д.).
7. Социальные факторы эстетического плана (литература, искусство).
8. Социальные факторы нравственно-эстетического осмыслении явлений общественной жизни.
9. Социальные факторы, относящиеся к социально-профессиональной дифференциации языка (Алефиренко, 2005: 241-242).
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 7. Какой ярус языка наиболее подвержен действию социальных факторов?
___________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 8. Продолжите фразу: «Национально-языковое строительство - это система мер, направленная на...
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
(Материал для справок: Алефиренко, Н.Ф. Современные проблемы науки о языке: учебное пособие / Н.Ф. Алефиренко. - М.: Флинта: Наука, 2005. - С. 249-254).
Задание 9. Ознакомьтесь с основными направлениями языковой политики СССР в первой половине XX века (Алефиренко, 2005: 254). Какие из них не потеряли актуальности в наши дни? Какие новые направления языковой политики вы можете назвать?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 10. Сравните определение терминов «языковая ситуация», взятых из разных источников. Какое из них кажется вам наиболее точным? Почему?
«Языковая ситуация - это совокупность языков и языковых образований, обслуживающих некоторый социум (этнос и полиэтническую общность) в границах определенного региона, политико-территориального объединения или государства» (Мечковская, Н.Б. Общее языкознание: Структурная и социальная типология языков: учебное пособие / Н.Б. Мечковская. - 3-е изд. - М.: Флинта: Наука, 2003.-С. 160).
«Языковая ситуация - это конкретный тип взаимодействия языков и разных форм их существования в общественной жизни каждого народа на данном этапе его исторического развития» (Аврорин, В.А. Проблемы изучения функциональной стороны языка: К вопросу о предмете социолингвистики / В.А. Аворин. - Л.: Наука, 1975.-С. 2).
«Совокупность форм существования (а также стилей) одного языка или совокупность языков в их территориально-социальном взаимоотношении и функциональном взаимодействии в границах определенных географических регионов или административно-политических образований» (Виноградов В.А. Языковая ситуация // Лингвистический энциклопедический словарь / гл. ред. В.Н. Ярцева. -М.: Советская энциклопедия, 1990. -С. 616).
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 11. Выпишите в тетрадь признаки, значимые для типологии языковых ситуаций.
(Материал для справок: Мечковская, Н.Б. Общее языкознание: Структурная и социальная типология языков: учебное пособие / Н.Б. Мечковская. - 3-е изд. - М.: Флинта: Наука, 2003. - С. 160-174.)
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 12. Выпишите в тетрадь определение терминов «диглоссия», «экзоглоссия», «эндоглоссия», «гиперглоссия», «гипоглоссия» и приведите примеры регионов, в которых отмечен данный тип языковой ситуации.
Материал для справок: Алефиренко, Н.Ф. Современные проблемы науки о языке: учебное пособие / Н.Ф. Алефиренко. - М: Флинта: Наука, 2005. - С. 258-259. Мечковская, Н.Б. Общее языкознание: Структурная и социальная типология языков: учебное пособие / Н.Б. Мечковская.- 3-е изд.- М.: Флинта: Наука, 2003. - С. 168-174.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема 10.
ПСИХОЛИНГВИСТИКА
Задание 1. Время возникновения и задачи психолингвистики как отдельной отрасли науки о языке.
(Материал для справок: Сусов, И.П. История языкознания / И.П. Сусов. -М.:АСТ: Восток - Запад, 2006. - С. 278-279.)
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2. Назовите фамилии ученых, труды которых послужили психологическим базисом отечественной психолингвистики.
(Материал для справок: Сусов, И.П. История языкознания / И.П. Сусов. - М.: АСТ: Восток - Запад, 2006. - С. 281.)
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3. Заполните недостающие звенья в таблице.
Отечественная психолингвистическая школа |
Ф.И.О. её представителей |
Московская психолингвистическая школа |
|
Санкт-Петербургская психолингвистическая школа |
|
Тверская психолингвистическая школа |
|
Пермская психолингвистическая школа |
|
Задание 4. Вчем заключается принципиальное отличие российской психолингвистики от зарубежной психолингвистики?
(Материал для справок: Алефиренко, Н.Ф. Современные проблемы науки о языке: учебное пособие / Н.Ф. Алефиренко. - М.: Флинта: Наука, 2005. - С. 165 — 167.)
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 5. Перечислите актуальные проблемы психолингвистики:
(Материал для справок: Алефиренко, Н.Ф. Современные проблемы науки о языке: учебное пособие / Н.Ф. Алефиренко. - М.: Флинта: Наука, 2005. - С. 167-172. Сусов, И.П. История языкознания / И.П. Сусов. - М.:АСТ: Восток -Запад, 2006. - С. 279.)
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 6. Раскройте содержательную специфику ассоциативного направления в психолингвистике.
(Материал для справок: Алефиренко, Н.Ф. Современные проблемы науки о языке: учебное пособие / Н.Ф. Алефиренко. -М.: Флинта: Наука, 2005. - С. 170-171.)
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 7. Раскройте содержательную специфику трасформационистского направления в психолингвистике.
(Материал для справок: Алефиренко, Н.Ф. Современные проблемы науки о языке: учебное пособие / Н.Ф. Алефиренко. - М.: Флинта: Наука, 2005. - С. 167-169.)
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 8. Раскройте содержательную специфику речедеятельностного направления в психолингвистике.
(Материал для справок: Алефиренко, Н.Ф. Современные проблемы науки о языке: учебное пособие / Н.Ф. Алефиренко. - М.: Флинта: Наука, 2005. - С.167-168.)
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 9. Раскройте суть теории речевых актов.
(Материал для справок: Сусов, И.П. История языкознания / И.П. Сусов.-
М.:АСТ: Восток -Запад, 2006. - С. 271-273.)
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема 11.
КОГНИТИВНАЯ ЛИНГВИСТИКА
Задание 1. Ознакомьтесь с фрагментом статьи В.З. Демьянкова «Когнитивная лингвистика как разновидность интерпретирующего подхода» (Вопросы языкознания - 1994. - № 4. - С. 17-33. Адреса доступа к электронной версии: http://www.infolex.ru/Cogni.html
Выпишите в тетрадь определение терминов «когнитивизм», «когнитивная наука», «когнитивная лингвистика».
Когнитивизм -
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Когнитивная наука -
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Когнитивная лингвистика -
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2. Выпишите в тетрадь названия наук, включенных в когнитивную парадигму. Какое место среди них занимает когнитивная лингвистика?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3. Выпишите в тетрадь толкование исходных понятий когнитивной лингвистики.
(Материал для справок: Алефиренко, Н.Ф. Современные проблемы науки о языке: учебное пособие / Н.Ф. Алефиренко. - М.: Флинта: Наука, 2005. - С. 174-199.)
Познание -
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Информация —
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Знание -
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Фрейм -
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сценарий —
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Генштальт -
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Концептосхема -
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Скрипт —
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Менталитет —
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Концептосфера —
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4. Ознакомьтесь со словарной статьей «Концепт» в словаре Ю. С. Степанова «Константы: Словарь русской культуры. - 3-е изд. - М.: Академический проект, 2004. - С. 42-67.. Адрес доступа к электронной версии: http://www.psiholog.narod.ru/concept/stepanov_concept.htm
Выпишите в тетрадь определение концепта, данного Ю.С. Степановым.
Концепт -
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 5. Современная когнитивная лингвистика сосредоточивается на решении двух основных проблем: а) как язык использует общие когнитивные механизмы в процессе коммуникации; б) как через язык познаются сами когнитивные механизмы.
Перечислите названия лингвистических направлений и отраслей, которые решают ключевые проблемы когнитивной лингвистики. Назовите имена ученых, представляющих данные направления.
(Материал для справок: Алефиренко, Н.Ф. Современные проблемы науки о языке: учебное пособие / Н.Ф. Алефиренко. - М.: Флинта: Наука, 2005. - С. 197-198.)
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________