Готовые работы → Педагогика
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА Перемещение и подобие плоскости: анализ школьных учебных пособий
2013
Важно! При покупке готовой работы
341-01-13
сообщайте Администратору код работы:
Соглашение
* Готовая работа (дипломная, контрольная, курсовая, реферат, отчет по практике) – это выполненная ранее на заказ для другого студента и успешно защищенная работа. Как правило, в нее внесены все необходимые коррективы.
* В разделе "Готовые Работы" размещены только работы, сделанные нашими Авторами.
* Всем нашим Клиентам работы выдаются в электронном варианте.
* Работы, купленные в этом разделе, не дорабатываются и деньги за них не возвращаются.
* Работа продается целиком; отдельные задачи или главы из работы не вычленяются.
Скачать методичку, по которой делалось это задание (0 кб)
Содержание
Введение………………………………………………………………………..3
- Теоремы подобия……………………………………………………….8
1.1 Преобразования плоскости……………………………………………17
1.2 Геометрические преобразования, перемещения……………………..25
1.3 Задачи решаемые при помощи движений…………………………….33
1.4 Психолого-дидактические основы формирования конкретных
представлений о перемещениях фигур………………………………..45
1.5 Система изучения перемещений плоскости в школе………………...47
- Сравнительный анализ школьных учебников геометрии…………….49
2.1 Возможные основания критического подхода……………………….55
2.2 Реализация аксиоматического подхода……………………………….57
2.3 Адекватность возрасту………………………………………………….61
2.4 Адекватность материала культурным задачам преподавания
2.5 Решение задач с помощью трансформации преобразований…….….65
Заключение………………………………………………………………….72
Список использованной литературы………………………………………76
Фрагмент работы
Введение
В настоящее время необычайно возросла роль математики в современной науке и технике. Будущим инженерам, экономистам, химикам, биологам, социологам, психологам необходима серьёзная математическая подготовка, которая давала бы возможность математическими методами исследовать широкий круг новых проблем, использовать теоретические достижения в практике. В проекте Стандарта среднего математического образования подчёркивается, что «обучение математике в школе ставит своей целью обеспечение некоторого гарантированного уровня математической подготовки, отвечающего требованиям современного общества и открывающего каждому выпускнику школы возможность свободной самореализации и продуктивной деятельности в его последующей взрослой жизни. Изучение математики вносит значительный вклад в интеллектуальное развитие учащихся, формируя у них качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые человеку для полноценного функционирования в обществе. Изучение математики способствует становлению гуманитарной культуры человека, раскрывая представления о математике как форме описания и методе познания действительности, как части общечеловеческой культуры, о значимости математики для общественного прогресса». Следовательно, становление и развитие творческой личности - является главной целью общего математического образования. Раскрытие творческих способностей человека и их воплощение в жизнь является благом и для общества и для человека. Необходимо развивать познавательную активность учащихся, самостоятельность их логического и эвристического видов мышления, пробуждать жажду новых знаний, стремлений, формировать навыки самостоятельной учебной работы с тем, чтобы наше молодое поколение в течение всей трудовой жизни было на уровне достижений науки, техники и культуры.
Факультативные занятия были организованы не только для углубления знаний учащихся, но и для развития их разносторонних интересов и способностей, сознательного отношения к учёбе, умения самостоятельно пополнять знания, ориентироваться в научной информации, знакомиться с важнейшими достижениями науки, то есть удовлетворять тем требованиям, которые ставит наше общество перед школой по вопросам гуманизации математического образования.
Занятия по математике являются одним из средств гуманизации образования. Гуманистические принципы позволяют создать условия для развития способностей учащихся и их самореализации. Образование на современном этапе характеризуется усилением внимания к ученику. Учебный процесс строится так, чтобы знания, получаемые учеником, имели бы для него личностный смысл, сам ученик был бы в центре процесса обучения. Полноценное образование человека возможно лишь в условиях гуманизации и гуманитаризации. «Гуманизация предполагает сформировать у учащихся личностио значимые для него знания и способы деятельности, а гуманитаризация образования -вооружить школьника основами творческой деятельности». В российской образовательной системе сделано немало для реализации идей гуманизации математического образования. Это и профилезация средней школы, и открытие школ и классов с углубленным изучением предметов. Проведение факультативных занятий способствует дифференциации в обучении математике, цель которой состоит в развитии личности ученика с учётом его индивидуальных особенностей.
По словам А.Д.Александрова, «понятие n-мерного пространства действительно очень абстрактно, но оно тем не менее имеет вполне реальное содержание, понять которое не так уж трудно». Немецкий математик Ганс Хан считает, что многомерную геометрию можно изучать в школе также, как изучается в ней сейчас трехмерная геометрия.
Как известно, геометрия многомерных пространств играет важную роль как в самой математике, так и в механике, в теоретической физике, химии, в линейном программировании. Многомерное пространство и его геометрия стали одним из орудий математического исследования. Математическим аппаратом общей теории относительности служит одна из форм неевклидовой геометрии четырехмерного пространства. До самого конца XIX века в науке сохранялось убеждение в том, что мировое пространство в своей сущности таково, каким мы его воспринимаем посредством наших органов чувств. Самые характерные черты чувственно воспринимаемого пространства заключаются в том, что оно имеет три измерения и описывается геометрической теорией Евклида. Но если мировое пространство действительно таково, то размеры и формы тел должны быть неизменными, не зависящими от выбора системы отсчета. Г. Минковский понял, что «чувственно воспринимаемое пространство - это только внешняя видимость, форма проявления иных геометрических свойств реального мирового пространства. На самом деле мировое пространство лишь кажется трехмерным и евклидовым. Объективные линейные и метрические свойства мира, не зависящие от выбора координатной системы, мы находим в четырехмерном псевдоевклидовом пространстве».
Ознакомление учащихся старших классов средних школ, гимназий или лицеев с основными понятиями многомерной геометрии естественно начать с евклидовой геометрии четырехмерного пространства. Можно предложить три пути для знакомства с элементами многомерной геометрии: 1) аналитический, 2) векторный, 3) конструктивно-геометрический, использующий в максимальной степени пространственную интуицию и систему аксиом, обобщающую аксиоматику Гильберта или какую-нибудь другую аксиоматику.
Можно осуществить два основных подхода к построению курса геометрии в школе: 1) классический, в основу которого положены модернизированные «Начала» Евклида, 2) современный, фундаментом которого являются теоретико-множественные представления и идея геометрических преобразований. Второй подход был реализован в ходе реформы школьного математического образования 70-х годов. Была усилена роль аксиоматического метода, предложена четкая и строгая система аксиом, усилена логическая составляющая курса геометрии. В качестве ведущей идеи были включены геометрические преобразования, в частности, перемещения плоскости. «Хочется обратить внимание на оригинальность аксиомы подвижности плоскости, являющейся столь сильным допущением в геометрии, что ею, по существу, постулировано существование всех видов перемещений плоскости». Векторы представлены как один из частных видов перемещений плоскости и пространства, при дальнейшем изложении курса широко использовался векторный аппарат как средство решения задач и доказательства теорем. Эти идеи были реализованы в учебниках геометрии для средней школы под редакцией академика А.Н.Колмогорова, по «идейному насыщению которых нет равных на сегодняшний день в мировой практике создания учебников геометрии».
Академик А.Д.Александров считает, что «задача преподавания геометрии - развить у учащихся три качества: пространственное воображение, практическое понимание и логическое мышление».
Элементы четырехмерной евклидовой геометрии», совпадают с задачами преподавания школьного курса геометрии.
Во-первых, возникают большие возможности для развития логического мышления учащихся. Научить школьников активно и самостоятельно мыслить, это значит выработать умение сознательно оперировать понятиями, сравнивать, выделять существенное, абстрагироваться от несущественных свойств предметов, правильно делать выводы и обобщения из наблюдений и фактов, учить учащихся убедительно доказывать истинность своих суждений и опровергать ложные умозаключения.
Во-вторых, развивается творческая активность учащихся, фантазия, интерес к математике. Воспитывать творческую активность подрастающего поколения - это значит возбуждать жажду к новым знаниям, приучать к умственным усилиям, способствовать развитию желания познать тайны окружающей действительности. При правильном руководстве творческой работой учащихся они учатся подмечать различные закономерности, взаимосвязи, аналогии, что в свою очередь усиливает интерес к изучаемому предмету. По словам известного математика и педагога Д.Пойа, «учащийся должен сам открывать такую часть изучаемого материала, какая только достижима при данных обстоятельствах».
Такие особенности, возникающие при изучении четырехмерной геометрии, как новизна, необычность, неожиданность, странность, несоответствие ранее изученному - все это не только вызывает мгновенный интерес, но и возбуждает желание изучить материал более глубоко, то есть содействует устойчивости интереса.
В-третьих, обогащаются пространственные представления учащихся и развивается пространственное воображение, которое характеризуется умением мыслить пространственными образами геометрических фигур, символами, умением воссоздать в воображении то, что не воспринимается человеком непосредственно, склонность к фантазии. «Восприятие пространства и пространственные представления являются одним из показателей уровня развития психической деятельности человека».
В-четвертых, предоставляются широкие возможности для формирования у учащихся научного мировоззрения. Развитие математических понятий происходит в борьбе противоположных тенденций. Известные ранее понятия вступают в противоречие с новыми требованиями науки и практики, и оно разрешается путем расширения смысла понятий. Вопросы, связанные с популяризацией идей многомерной геометрии пробуждают у учащихся интерес к истории математики, к возникновению и развитию новых идей в науке.
Целью нашего исследования является анализ путей преподавания понятия перемещение и подобие плоскости, а также анализ методических разработок, предложенных в учебниках Погорелова и Атанасяна.
Объектом исследования явился процесс обучения геометрии в старших классах средней школы, а также в школах и классах с углубленным изучением математики.
Предметом исследования явилось содержание, методы, формы, средства изучения курса геометрии.
Гипотеза исследования: если разработать пути совершенствования среднего математического образования посредством углубленного преподавания понятий перемещения и подобия плоскости, это будет способствовать формированию логического, эвристического и алгориметрического мышления, рассмотрению логической и эвристической составляющих математической деятельности в диалектическом единстве, развитию пространственных представлений учащихся, овладению культурой мышления и т.д.