Готовые работы → Педагогика
Дипломная работа Методические особенности изучения понятий и определений в школьном курсе геометрии (9 классы)
2013
Важно! При покупке готовой работы
306-01-13
сообщайте Администратору код работы:
Соглашение
* Готовая работа (дипломная, контрольная, курсовая, реферат, отчет по практике) – это выполненная ранее на заказ для другого студента и успешно защищенная работа. Как правило, в нее внесены все необходимые коррективы.
* В разделе "Готовые Работы" размещены только работы, сделанные нашими Авторами.
* Всем нашим Клиентам работы выдаются в электронном варианте.
* Работы, купленные в этом разделе, не дорабатываются и деньги за них не возвращаются.
* Работа продается целиком; отдельные задачи или главы из работы не вычленяются.
Скачать методичку, по которой делалось это задание (0 кб)
Содержание
Введение……………………………………………………………………….2
1. Теоретическое основание понятий и определений школьного
курса геометрии……………………………………………………………….8
1.1 Понятие и методика работы с ним……………………………………….11
1.1 Пути введения понятий и определений………………………………… 20
1.2 Связь понятий и определений с теоремами …………………………….22
Вывод по главе I………………………………………………………………33
II. Пропедевтика изучения геометрических объектов. Методика
организации работы с понятиями и определениями…………………….....35
2.1 Методика изучения геометрии в начальной школе…………………….41
2.2 Методика изучения геометрии в 5-6 классах……………………………49
2.3 Методика изучения геометрии в 7-9 классах……………………………53
2.4 Методика изучения геометрии в 10-11 классах…………………………59
2.5 Структурно-логические схемы работы с понятийно-геометрическим аппаратом…………………………………………………..………………….66
Вывод по главе II……………………………………………………………..69
Заключение……………………………………….………………….…….….70
Список использованной литературы……………………………………….. 72
Фрагмент работы
Актуальность работы. В последние годы в связи с дифференциацией обучения, появлением школ и классов различной профильной направленности, в том числе гуманитарных, технических, экономических, естественно-математических и других, по-новому встают вопросы о целях, содержании, формах и методах обучения математике в школе, о месте и роли каждого школьного предмета. Цели обучения обусловлены структурой личности, общими целями образования, концепцией предмета математики, её статусом и ролью в науке, культуре и жизнедеятельности общества, ценностями математического образования, новыми образовательными идеями, среди которых важное место занимают гуманизация и гуманитаризация образования. Ещё одной важнейшей задачей математического образования является воспитание в человеке способности понимать смысл поставленной перед ним задачи, умение правильно, логично рассуждать, усвоить навыки алгоритмического мышления. Каждому надо научиться анализировать, отличать гипотезу от факта, критиковать, понимать смысл поставленной задачи, схематизировать, отчётливо выражать свои мысли и т. п., а с другой стороны — развить воображение и интуицию (пространственное представление, способность предвидеть результат и предугадать путь решения и т. д.). Иначе говоря, математика нужна для интеллектуального развития личности
В новой образовательной парадигме содержание образования, средства иметоды обучения структурируются так, что позволяют ученику проявлять изобретательность к предметному материалу. Изменение критериальной базы обучения позволяет отслеживать не только знания, умения и навыки, но и перенести акцент от узкопредметных знаний на предметные методологические знания. Изменение образовательной парадигмы влечет не только появление новых предметов изучения в средней школе, по и изменение подходов к изучению традиционных предметов, в частности геометрии. Важнейшей задачей современной школы является реализация Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования, Практическое внедрение основных идей Концепции ставит перед системой образования проблему недостаточности разработки методологических основ обучения конкретным темам геометрии, при профильном обучении старшеклассников на стершей ступени общего образования.
Нынешнее отношение школьников к геометриивызвано непониманием ее роли в общечеловеческой культуре. До 1966 г. геометрия служила для школьников наглядным и понятным примером развития математической науки. Вмеру своих, способностей и возможностей с помощью геометрии ученик имел возможность «примерять на себя» математический стиль мышления, просканировать свою расположенность, свой интерес к человеческой деятельности такого рода. Роль три голом геометрического материала в школьном образовании оцеживалась высоко, до 1966 г. в 9-х и 10-х изучалась, отдельная: дисциплина «Геометрия», на которую выделяли 2 часа в неделю. Начиная с середины шестидесятых годов, в ходе подготовки и осуществления реформы школьного математического образования, получившей в дальнейшем название «реформа А.Л. Колмогорова»; отношение к геометрии стало меняться и со временем измелилось принципиально.- Это выразилось в изменении программных целей изучения данного раздела науки в школе. Он перестал рассматриваться как педагогический инструмент развития мышления, постепенного и целенаправленного приобщения ребенка к основам научной картины мира через освоение элементарной практики построения этойкартины.
Необходимо отметить, что курс геометрии основной школы продолжает иметь большую практическую направленность, требующую от учащихся прочного овладения основными понятиями, умения выполнять различного рода преобразования всевозможных выражений, исследовать функции и строить графики и т.д. Изучение понятий и определений геометрии не ограничивается рамками одного школьного предмета, поскольку они отражают достаточно широкую область человеческого бытия, причинно-следственные связи, воплощая идеи актуальной и потенциальной бесконечности, непрерывности н др. Школьники должны иметь прочные знания по геометрии, т.к. они являются звеном огромной цепи понятий и имеют большое значение в реализации межпредметных связен. Изучение элементов геометрии в среднее школе, связано с рядом трудностей: высокий уровень абстракции понятий, сложная логическая структура их определений, недостаточность учебного времени для осмысления сложности вопросов и др.
Изучение геометрии играет решающую роль в системе профильного обучения, так как универсальность математических методов позволяет в формальных понятиях алгебры, геометрии и математического анализа на уровне общенаучной методологии отразить связь теоретического материала различных областей знаний с практикой. Поэтому пракгнко-преобразущая деятельность определяет значимость тригонометрии в подготовке учащихся к продолжению образования. По меткому выражению Стефана Банаха: «Математик - это тот, кто умеет находить аналогии между утверждениями. Лучший математик - кто устанавливает аналогии доказательств. Более сильный может заметить аналогии теорий. Но есть и такие, кто между аналогиями видит аналогии».
Цели исследования – изучение системы обучения геометрии в средней школе на основе построения концепции изучения методических понятий и определений в школьном курсе геометрии.
Разработать методические рекомендации формирования некоторых понятий.
Гипотеза исследования: Если в процессе формирования математических понятий в школьном курсе геометрии учесть следующие особенности:
· понятия в большинстве своём определяются с помощью конструирования, и часто формирование правильного представления о понятии у учащихся достигается с помощью поясняющих описаний;
· вводятся понятия конкретно-индуктивным путём;
· на протяжении всего процесса формирования понятия большое внимание уделяется наглядности, то этот процесс будет более эффективным.
Объект исследования – процесс формирования геометрических понятий и определений в средней школе.
Предмет исследования – обучение геометрии, основанное на использовании подхода обучения понятий и определений.
Основное содержание дипломной работы
Во введении обосновывается актуальность темы, определяются проблема, цель, предмет и гипотеза исследования, формулируются цели и задачи исследования.
Первая глава «Теоретическое основание понятий и определений школьного курса геометрии. Понятие и методика работы с ним» посвящена логико-дидактическому анализу содержательно-методической линии в школьном курсе геометрии и выявлению методических особенностей обучения геометрии учащихся.
В ходе анализа психолого-педагогической и методической литературы были систематизированы теоретические положения, служившие основополагающими при проведении настоящего исследования.
В исследовании в основу построения обучения геометрии учащихся классов положен личностно-деятельностный подход к обучению, который на основе анализа исследований (Оганесяна В.А., Выготский Л.С., А.Н.Леонтьев, Н.Ф. Талызина и др.), понимается нами как субъектно-ориентированная организация учебной деятельности, направленная на учет интересов, склонностей и способностей учащихся, на создание условий при организации обучения в соответствии с их интересами. Так, в условиях реализации личностного компонента в процессе обучения, в работе учитывались индивидуальные потребности обучающихся, осуществлялось разностороннее развитие личности каждого конкретного ученика. Таким образом, личностный компонент обеспечивает познание себя, развитие рефлексивной способности, жизненного самоопределения. В соответствии с деятельностным компонентом, раскрытым в трудах Выготского Л.С., Леонтьева А.Н., Талызиной Н.Ф. и др., полноценное освоение изучаемого материала было невозможно без развития у обучающихся личностных умений. При этом данный компонент был связан с формированием и развитием у учащихся разнообразных способов деятельности по освоению содержания образования.
В исследовании обосновано, что одна из серьезных проблем, с которой приходится сталкиваться преподавателям курса геометрии, - проблема необходимости существенных различий отбора содержания определений и понятий для различных профилей.
Как отмечается во многих работах профильное обучение должно работать на обеспечение дальнейшего жизненного пути старшеклассника, его подготовку к профессиональному образованию и освоению различных социальных ролей, развитие индивидуальных особенностей и способностей, становлению активной гражданской позиции.
Профильное обучение в отличие от традиционного позволяет ученикам выбрать конкретную приоритетную область для более глубокого изучения. Поскольку выбор предполагает ряд вариантов, то переход к профильности – это, прежде всего, расширение свободы, вариативности школьного образования. Для того чтобы развивающая функция математики была реализована в наибольшей степени, очевидно, что для каждого из выделенных профилей должна быть создана в некотором смысле «своя» математика. Отличия определяются общими целями обучения школьников в каждом профиле, а значит, и целями обучения математике, которые различны в каждом из выделенных профилей.
В ходе анализа организации системы знаний при изучении разделов были выявлены особенности обучения геометрии на профильном уровне: позиции деятельностного подхода – это использование на занятиях математики заданий по геометрии, направленных на развитие самостоятельной деятельности учащихся в ходе решения заданий связанных с практическим применением геометрии для каждого профиля, трансформация содержания в задачи, системы задач, практические работы; позиции содержательного подхода – это выбор значимых для каждого профиля дидактических единиц, определение возможности интеграции дидактических единиц в более крупные единицы, определение ключевых операций и понятий в значимых для профиля дидактических единицах; позиции личностно-ориентированного подхода – это учет интересов обучающихся и уровня знаний, умений в целях развития их личности при организации учебного материала.
В ходе исследования было установлено, что процесс проектирования содержательного модуля «Геометрия» представляет собой выбор различных дидактических единиц, дифференцированных по уровням и профилям обучения, трансформацию содержания модуля в задачи, системы задач, практические работы и др. для использования при организации обучения в рамках различных профилей реализуется, при соблюдении дидактических принципов научности, фундаментальности и прикладной направленности; преемственности, последовательности и системности; расширения содержания модуля в зависимости от специфики каждого профиля; наглядности, гуманитарности и поляризации.
Во второй главе «Пропедевтика изучения геометрических объектов. Методика организации работы с понятиями и определениями» определены целевой, содержательный и процессуальный компоненты методической системы обучения геометрии в школе на разных этапах процесса обучения, проведенной в рамках исследования, выявлены педагогические условия реализации предложенной методической системы.
Методическая система обучения геометрии учащихся понимается как определенная совокупность частей или компонентов обучения геометрии, образующих единое целое в своем взаимодействии.