или Зарегистрироваться

8-913-532-77-14

Информационно-консультационный центр для студентов

Готовые работыПсихология

Причины изолированности младшего школьника в системе межличностных взаимоотношений

2004

Важно! При покупке готовой работы
сообщайте Администратору код работы:

04-0493




Соглашение

* Готовая работа (дипломная, контрольная, курсовая, реферат, отчет по практике) – это выполненная ранее на заказ для другого студента и успешно защищенная работа. Как правило, в нее внесены все необходимые коррективы.
* В разделе "Готовые Работы" размещены только работы, сделанные нашими Авторами.
* Всем нашим Клиентам работы выдаются в электронном варианте.
* Работы, купленные в этом разделе, не дорабатываются и деньги за них не возвращаются.
* Работа продается целиком; отдельные задачи или главы из работы не вычленяются.



Содержание

 

Введение..3

 

Глава 1. Психолого-педагогическая характеристика проблем межличностных отношений6

1.1.Основные понятия в системе межличностных отношений..........6

1.2.Психолого-педагогическая характеристика проблемы ....11

 

Глава 2. Изоляция как одна из особенностей взаимоотношений в группе младших школьников..22

2.1. Особенности межличностных отношений младших школьников22

2.2. Возрастные факторы изоляции младшего школьника.......32

 

Глава 3. Приемы помощи младшим школьникам, страдающим изолированностью...36

3.1. Общественное мнение и включенность в межличностные отношения младшего школьника ........................................36

3.2. Программа игровой психокоррекции трудности общения младших школьников...39

 

Заключение52

 

Литература.....54

Введение

 

Ни для кого не секрет, что все личностные и индивидуальные качества будущего члена общества закладываются в детстве. Одним из важнейших факторов общего психического развития ребенка является его общение с другими людьми. В культурном учреждении, а зачастую только здесь ребенок может научиться общению, развиться морально и физически, ведь приходит он к специалисту, имеющему специальное образование в сфере воспитания и образования личности.

Человек изначально - существо социальное и только в контакте с культурным взрослым возможно усвоение ребенком общественно-исторического опыта человечества. От умения общаться зависит адаптация ребенка как в детском саду, так и в школе и вообще в жизни в дальнейшем.

Реальность же показывает неумение людей понять друг друга. Взрослый зачастую сам не умеет адекватно входить в социум, будь то семья, коллектив или общество.

Автор считает, что необходимо пристальней рассмотреть первое сознательное вхождение ребенка в социум - в школу.

Автор убежден, что многое в жизни будущего взрослого зависит от того, как младший школьник адаптируется в учебном заведении, в коллективе, называемом классом, как общается с педагогами и сверстниками.

Автор утверждает, что следует рассмотреть причины изолированности младшего школьника в системе межличностных взаимоотношений и считает тему весьма актуальной на сегодняшний день.

Всем этим обозначается значимость избранной для изучения темы: Причины изолированности младшего школьника в системе межличностных взаимоотношений .

Концепции отчуждения от социума восходят к Т.Гоббсу, Ж.Ж.Руссо. Развитие свое указанные теории получили у Г.В.Ф.Гегеля, К.Маркса.

Вопросам детства большое внимание уделяли такие ученые как Выготский Л.С., Богословский В.В., Филиппов А.В., Блонский П.П., Симеонова Л., многие другие.

С другой стороны, так широко охваченная тема еще мало изучена с точки зрения ее узконаучных проблем. В 20 веке в философии, социологии и социальной психологии исследовались лишь отдельные аспекты отчуждения.

Потому автор считает рассмотрение причин изолированности младшего школьника в системе межличностных взаимоотношений весьма необходимым на данное время. Это позволит получить новые знания и наметить новые пути.

Целью предлагаемой работы является теоретическое и практическое изучение причин изолированности младшего школьника в системе межличностных взаимоотношений.

Задачами исследования являются:

1. Изучение теоретической литературы.

2. Изучение практических исследований.

3. Психолого-педагогическая характеристика проблемы изоляции.

Объектами исследования стали:

1. Система межличностных отношений.

2. Возрастные факторы изоляции младших школьников.

Предмет исследования - изоляция младших школьников.

Гипотеза. Мы предполагаем, что при наличии у младшего школьника умения адаптироваться вопрос об изоляции не возникает.

В первой главе рассматриваются основные понятия межличностных отношений и дается психолого-педагогическая характеристика изучаемой нами проблемы. Уделено внимание психофизиологическим особенностям развития ребенка как в семье, так и в учебном заведении.

Во второй главе проведено теоретическое изучение исследований ученых в вопросах изоляции младшего школьника. Анализ показал: присутствие взрослого, обучение им ребенка адекватной реакции, заставляет ребенка овладевать умением адаптироваться в социуме.

В третьей главе предложена программа игровой психокоррекции трудностей общения младших школьников. Описан эксперимент, проведенный на базе средней общеобразовательной школы г. Красноярска в 1в классе в течение 3 месяцев.

Кроме этого, показана ведущая роль взрослого как в процессе обучения адаптации в культурном образовательном учреждении, так и в процессе общения родителей с детьми в семье.

В завершение работы теоретически доказана гипотеза. Сделана попытка предложить психолого-педагогические рекомендации для родителей, воспитателей, педагогов.

 

 

Глава 1. Психолого-педагогическая характеристика проблем межличностных отношений

 

1.1. Основные понятия в системе межличностных отношений

 

Человек изначально существо социальное. Для адекватной адаптации в окружающем мире человеку жизненно необходимо, чтобы рядом с ним был другой человек. Другими словами, высшие психические функции имеют социальную природу. Так утверждают отечественные и зарубежные педагоги, психологи, антропологи. В любом другом случае это будет биологическое существо, но не человек в полном смысле этого слова.

На ранних этапах становления психологии в нашей стране (20-30 гг.) возникла концепция, иначе называемая культурно-исторической теорией психики человека. Ее автор, Выготский Л.С. В построенной им концепции истории культуры как развития систем знаков, служащих для управления поведением, нашла разрешение и волновавшая антропологов проблема соотношения культуры и психологии личности.

Л.С.Выготский показал, что у человека возникает особый вид психических функций. Они составляют высший уровень психики человека, обобщенно называемый сознанием, а формируются они в ходе социальных взаимодействий и именно благодаря им.

Согласно культурно-исторической концепции, развитие в своей эволюции, или в филогенезе, проходит три основные ступени. Первая ступень - это инстинкты. Над этой ступенью возвышается вторая - ступень условных рефлексов. Отличие ее от первой в том, что рефлексы возникают в процессе личного опыта. Третье звено - психологическая ступень. Как утверждает автор концепции, первые слова человека обеспечивали организацию совместных действий.

Впоследствии слова, обращенные к другому и направляющие его действия (интерпсихологическое общение) из внешнекомандной превратились во внутриорганизующую функцию (интропсихологическое общение). Данный процесс Выготским назван интериоризацией.

Так, труд создал человека, совместный труд породил общение. Последнее привлекает пристальное внимание науки. Учеными изучаются процессы взаимодействия между людьми, их взаимоотношения, любые контакты с другими людьми. Сложность этого явления порождает множество точек зрения.

Как утверждали К.Маркс и Ф.Энгельс, Развитие индивида обусловлено развитием всех других индивидов, с которыми он находится в прямом или косвенном общении.

В редакции Богословского В.В. понятие отношение имеет такую трактовку: отношение - это позиция личности к окружающему миру и к себе самой. ФилипповА.В. дает определение также и межличностным отношениям: это отражение объективных связей и взаимодействие между людьми, состоящими членами одной группы.

Блонский П.П. уже характеризует отношения по вертикали и горизонтали, а также дает практически полную характеристику рассматриваемому нами понятию.

Отношения по вертикали - это отношения между руководителями и подчиненными.

Отношения по горизонтали - межличностные связи членов коллектива.

Отношения делятся на деловые и личные. Деловые отношения возникают в связи с совместной работой людей или по ее поводу. Личные - между членами коллектива не зависимо от выполняемой работы.

Рациональные межличностные отношения - знания людей друг о друге и их объективные оценки.

Эмоциональные отношения - оценки субъективные, основанные на личном, индивидуальном восприятии человека человеком.

Думается, следует отметить и выделенное ранее Блонским П.П. высказывание: отношения, опосредованные содержанием деятельности построены на базе основной деятельности. Автор определения считает, что никакие другие отношения не будут называться опосредованными.

Таким образом, каждый из видов указанных отношений имеют свой специфический, социально-психологический оттенок.

Одной из особенностей социально-психологического подхода к изучению системы связей межличностных отношений между людьми является изучение коллектива. Эта система определяет положение каждого отдельно взятого человека.

Для более точной характеристики места каждого человека в структуре внутриколлективных отношений социальные психологи пользуются специальными понятиями: позиция, статус, внутренняя установка и роль.

Сущность коллектива - коллективная работа, сотрудничество и те взаимоотношения, которые складываются между членами коллектива на основе этого сотрудничества. Психологически коллектив в основном складывается из разного рода отношений людей к общему делу и друг к другу. Официальные отношения возникают на должностной основе. Неофициальные отношения возникают на базе личных отношений.

Под взаимоотношениями психологами понимается личностно значимое, образное, эмоциональное и интеллектуальное отражение людьми друг друга, которое представляет собой их внутренне состояние. Общение же в данном случае - это тот наблюдаемый процесс, в котором данное состояние актуализируется и проявляется; это такое поведение людей, в процессе которого развиваются, проявляются и формируются их межличностные отношения.

Психологический климат коллектива - это сложная система многообразных положительных и отрицательных эмоциональных состояний, совместных коллективных переживаний. В жизнедеятельности коллектива они выполняют особые функции:

основные

                                     интегральная, или объединяющая - сплоченность;

                                     стимулирующая, или активизирующая - повышение общего жизненного тонуса и мобилизации членов коллектива;

дополнительные

                                     социально-познавательная - оценка результатов труда;

                                     стабилизирующая - формирование адаптации;

                                     стилеобразующая - определенный стиль жизни коллектива.

Характеризуя психологический климат, часто употребляют два понятия: настроение и настрой. Первое обычно относят к наиболее общим, длительным, часто повторяющимся, умеренно выраженным и достаточно устойчивым эмоциональным состояниям коллектива. Второе понятие обозначает эмоциональное состояние, возникающее в данный момент времени и отражающее только что случившееся или непосредственно предстоящее событие коллективной жизни. настроение и настрой коллектива переплетаются, накладываются друг на друга, образуя динамичную картину эмоциональной жизни коллектива.

Понятие коллективизм включает в себя:

                                     сплоченность;

                                     контактность;

                                     дружба;

                                     открытость;

                                     организованность;

                                     информированность.

Учеными были определены и рассмотрены и такие взаимоотношения, которые в своей основе содержат негативное общение. Это так называемые конфликты. Признаки конфликта распределились таким образом:

                                     по источнику (столкновение различных взглядов, ценностей, мотивов и т.д.);

                                     по содержанию (деловые и личные);

                                     по эффекту (оказываемому на жизнь группы).

По характеру конфликт определяют:

                                     внутригрупповой (межличностный);

                                     межгрупповой.

Оба последних порождаются несовместимостью ценностей, норм и целей, которая становится препятствием для общения. Уже в старших группах детского сада взаимодействие дошкольников вызывает конфликтные ситуации. Чаще всего конфликтные ситуации возникают в игре, в которой наряду с игровыми отношениями, задаваемыми взятыми детьми на себя ролями, обнаруживаются и реальные отношения детей, которые привносятся в игру из повседневного общения.

При этом наблюдения показывают: там, где дети растут в общении с братом, сестрой, они более приспособлены к жизни, то есть быстро налаживают контакт. Родители же, у которых растет один ребенок, воспитывают в нем сознание исключительности и именно это зачастую впоследствии приводит к конфликтам с товарищами.

Дети, не приученные к справедливой оценке своих поступков, долго не могут определить свое место в коллективе. Поэтому внимание к детям, заботу о них нужно проявлять в такой мере и формах, чтобы у них не возникала переоценка собственных сил и возможностей. <o:p></o:p>

Очень важно, чтобы самооценка соответствовала действительности, иначе, если это представление будет подвергнуто переоценке со стороны новых знакомых, это очень тяжело отразится на формировании личности и осложнит вхождение в коллектив и может вылиться в негативное отношение к окружающему миру. Последнее выявляется в качестве изолированности от коллектива.

Изоляция (от французского isolation - отделение, разобщение) - поведенческие, физиологически-морфологические, генетические барьеры, препятствующие свободному общению. Она является одной из основных причин разобщения между близкими, а также конфликта человека в отношениях с коллективом или обществом.

Для раскрытия причин изолированности младшего школьника в системе межличностных взаимоотношений, нам необходимо глубже рассмотреть проблему изоляции.

 

1.2. Психолого-педагогическая характеристика проблемы изоляции

 

Вопрос изолированности практически малоизучен. Для рассмотрения проблемы изоляции можно проследить исследование болгарского психолога Л.Симеоновой. Она сделала попытку сгруппировать типы поведения людей, подверженных одиночеству. Мы считаем, что предложенное ею исследование типов поведения человека, подверженного одиночеству, идентично типам поведения изолированного человека.

Концепции отчуждения от социума восходят к Т.Гоббсу, Ж.Ж.Руссо, развитие они получили у Г.В.Ф.Гегеля, К.Маркса. В философии, социологии и социальной психологии 20 веке исследовались отдельные аспекты отчуждения.

Итак, Л.Симеонова рассматривает одиночество как отчуждение, или обозначение социального процесса, в котором деятельность человека и ее результаты превращаются в самостоятельную силу, господствующую над ним и враждебную ему. Выражается одиночество в отсутствии контроля над условиями, средствами и продуктом труда, в превращении личности в объект манипулирования со стороны господствующих социальных групп.

Такое отчуждение получает определенное отражение и в сознании индивида (восприятие социальных норм как чуждых и враждебных, чувство одиночества, апатия и т. п.).

Л.Симеонова прежде всего отмечает, что одиночество - это ненасытная потребность человека в самоутверждении, когда в центре внимания стоит только собственный успех.

В качестве характеристик поведения в состоянии одиночества она предложила:

1. Однообразие в поведении. Человек не в состоянии выйти из некой выбранной им роли и потому не может позволить себе раскованность, раскрепощенность, естественность в контактах с другими людьми.

2. Сосредоточенность на своих ощущениях. События собственной жизни и свое внутреннее состояние представляется ему исключительным. Он мнителен, полон мрачных предчувствий, пленен паническим страхом за свое здоровье.

3. Нестандартность поведения. Когда мировосприятие и поступки не соотносят установленным в данной группе правилам и нормам. В таком поведении можно было бы найти две причины. Первая из них - это своеобразие видения мира, оригинальность воображения, что часто отличает людей талантливых, опережающих сове время. Вторая - это нежелание считаться с другими. Человек уверен, что все должны подстраиваться под него: Не я против течения, а течение против меня.

4. Недооценка себя как личности и отсюда боязнь быть неинтересным другим. Обычно такое поведение характерно для людей застенчивых, с заниженной самооценкой, стремящихся всегда держаться в тени. Такого человека чаще не отвергают, а просто не замечают, что им болезненно переживается.

Анализируя ряд ситуаций межличностного общения, можно обнаружить, что одной из общих причин, вызывающих трудности в общении, является неспособность установить контакт с собеседником, выслушать и понять его.

Интересные данные, касающиеся предрасположенности к одиночеству в зависимости от типа личности были получены группой ученых калифорнийского университета под руководством Э. Сигельмана. Среди характеристик наиболее отрицательно влияющих на психическую адаптируемость ими были выделены: ощущение себя неудачником, жалость к себе, склонность к подавленности, стремление держаться с людьми на расстоянии, избегание близкого общения, лживость и лукавство, ненадежность, враждебность к другим людям, склонность приписывать свои чувства и мотивы другим.

Киевские психологи Е.М.Головаха и Н.В.Панина, дополняя этот достаточно большой перечень личностных характеристик, связанных с переживанием одиночества, выделяют такую черту, как конфликтность, т.е. склонность обострять не только конфликтные, но зачастую и просто осложненные ситуации человеческих контактов.

Особенно мощными средствами отчуждения обладают социальные группы. В качестве типичных примеров Швалб Ю.М. и Данчева О.В. привели широко применяемые в малых группах и коллективах бойкоты, групповые обструкции вплоть до общественного остракизма. Авторы здесь отмечают, что все эти методы направлены на то, чтобы поставить индивида в ситуацию физической и главное, психической изоляции. Для индивида создается ситуация невозможности вступить в общение со значимыми для него людьми.

Психологическая тяжесть группового отчуждения заключается в том, что подвергаются отчуждению не просто тот или иной поступок индивида, а он сам как таковой, его личность, его собственная нравственное и культурное основание поступка. Это и есть ситуация полного личностного одиночества.

Такие черты, как грубость, замкнутость, молчаливость, ябедничество, неумение подчиняться правилам игры, упрямство, капризность, аффективность (эмоциональная неустойчивость), неопрятность - провоцируют одиночество углубляются и придают отрицательную модальность переживаниям межличностных контактов. Так, изолированность может строиться на собственных негативных чертах характера.

Следует обратить внимание на то, что все перечисленные психологические характеристики не просто затрудняют общение, но объективно препятствуют установлению взаимных отношений между людьми, принятию одним человеком другого как личности. А именно отсутствие такого типа межличностных отношений переживаются человеком как одиночество.

При рассмотрении вопроса изолированности следует рассмотреть и взаимоотношения в семье, ведь она - первый социум, в котором человек научается жить и общаться. Все начинается с семьи. В повседневном общении с детьми сеются семена характера, которые потом дадут добрые или недобрые всходы. Именно об этом напоминает всем известная народная мудрость, о которой мы часто забываем в суете обыденности: Посеешь поступок - пожнешь привычку, посеешь привычку - пожнешь характер, посеешь характер - пожнешь судьбу. Пренебрежение ею дорого стоит.

Очень часто неудачи наших детей, их трудное вхождение в коллектив, неумение и нежелание учиться - результат родительских просчетов и ошибок, тех отношений, которые царят в семье, тех жизненных ориентаций, которые в ней усваиваются. <o:p></o:p>

Чем старше ребенок, тем внимательней следит он за обоснованностью и постоянством предъявляемых ему требований. И если к последним отношение складывается недостаточно уважительное, оно легко переносится и на требования, предъявляемые социумом. <o:p></o:p>

Человек может быть успешным в том случае, когда семья с самых первых лет его жизни заботится не только о его физическом развитии, но и о том, чтобы уметь воспитать в нем трудолюбие, дисциплинированность, организованность, самостоятельность, ответственное отношение к порученному делу. <o:p></o:p>

Многие родители не жалеют времени и сил, чтобы научить детей читать, считать, писать. Однако, для полноценного воспитания этого вовсе недостаточно. Столь же ревностно мы, взрослые, должны печься о том, чем питаем ум, сердце и душу ребенка. <o:p></o:p>

Опыт показывает, что в вопросе неумения вливаться в коллектив часто причина лежит в педагогической запущенности детей и не только в неблагополучных семьях. Неблагополучные условия воспитания могут быть и во внешне благополучных семьях. Здесь фактором является наличие психотравмирующих ситуаций, что и приводит к снижению уровня развития ребенка. <o:p></o:p>

Требования к личности со стороны взрослых и сверстников заключаются в необходимости ответственного отношения к произвольному управлению своим поведением, выполнению умственной работы, обеспечивающих сознательное установление со взрослыми и сверстниками взаимоотношений, определяемых совместной деятельностью. <o:p></o:p>

Говоря о социализации, адекватном вхождении в коллектив (здесь мы подразумеваем первое культурное учреждение - детский сад, а в связи с нашей темой и переход в школу), мы зачастую говорим о готовности к школе. При этом более важной является общая психологическая готовность, а не только готовность к учебной деятельности.

Таким образом, готовым к школе можно считать ребенка с достаточно высоким уровнем развития физической, эмоционально-волевой и психологической деятельности. Таковы общие требования для любого ребенка.

Говоря о физической готовности ребенка к школьному обучению мы имеем ввиду позитивное изменение в физическом развитии, показывающее биологическую зрелость ребенка необходимую для начала школьного обучения. Ребенок должен быть достаточно хорошо физически развит (т. е.<span style="mso-spacerun: yes"> </span>все параметры его развития не имеют отрицательных отклонений от нормы и даже иногда несколько опережают ее). Следует также отметить успехи в освоении движений, появление полезных двигательных качеств (ловкость, быстрота, точность и др.), развитие грудной клетки, мелкой мускулатуры пальцев рук. Это служит гарантией овладения письмом. Так, благодаря правильному воспитанию к концу дошкольного возраста у ребенка складывается общая физическая готовность к школе, без которой он не может успешно справиться с новыми учебными нагрузками. <o:p></o:p>

В понятие эмоционально-волевой готовности к школе входит: желание ребенка учиться; умение преодолевать препятствия, управлять своим поведением; правильное отношение ребенка к взрослым и товарищам; сформированность таких качеств как трудолюбие, самостоятельность, усидчивость, настойчивость. <o:p></o:p>

Психологическая готовность ребенка к школе предполагает сформированность произвольности (памяти, внимания, мышления), сформированность основных компонентов учебной деятельности, умственных и познавательных умений: дифференцированного восприятия, познавательной активности, познавательных интересов.

Другими словами, задача выявления содержания общей психологической готовности к школе - это и есть задача установления предпосылок психологических качеств, которые могут и должны быть сформированы у ребенка к моменту поступления в школу. <o:p></o:p>

В психологии установлено, что любые психические свойства и способности складываются лишь в ходе той деятельности, для которой они необходимы. Поэтому качества, требующиеся школьнику не могут сложиться вне процесса школьного обучения. Следовательно, психологическая готовность к школе заключается не в том, что у ребенка оказываются сформированными сами эти качества, а в том, что он овладевает предпосылками к следующему их усвоению.

Следует отметить, что по наблюдениям учителей начальных классов дети, идущие в школу, не обладают всеми качествами необходимыми будущему школьнику, то есть не готовы к школе. Чаще всего это связано с тем, что в дошкольном детстве не реализуются все задатки ребенка и он остается недостаточно развитым в результате неправильного понимания взрослыми вопроса воспитания, образования и развития.

Поэтому проблема состоит именно в том, как правильно и своевременно подготовить ребенка, чтобы избежать ситуации изолированности.

Обеспечить всестороннее развитие ребенка и правильную подготовку могут только объединенные усилия воспитателей, учителей, родителей. Конечно, семья первая и наиболее важная среда развития ребенка, однако именно в культурном учреждении педагогически грамотно формируется и развивается личность ребенка, поэтому выделить что важнее детский сад или семья мы не можем, так же как и предпочесть одно воспитание другому. Лучше всего сказывается на развитии ребенка единство воздействий семьи и детского сада. <o:p></o:p>

При воспитании ребенка в семье, главными основания, которых необходимо держаться, являются:

                                     чистота;

                                     последовательность в отношении слова и дела при обращении с ребенком;

                                     отсутствие произвола в действиях воспитателя или обусловленность этих действий;

                                     признание личности ребенка постоянным обращением с ним как с человеком и полным признанием за ним права личной неприкосновенности.

Необходимо, чтобы все эти проявления, как и вообще все действия человека, были целесообразны и быстры, а вместе с этим просты и точны.

Мудрость человека должна показать ему узость личной жизни и указать на значение общественного проявления, чтобы подсказать ему его долг содействовать совершенствованию общества, в котором он находится.

Точно так же его идейность должна содействовать возможности идеализировать общество, ближнего и то дело, которым человек занят, и этим проявлять свою любовь, так как истинная любовь требует непременно идеализации того, к чему она относится. Реальность, однако, показывает, что в подавляющем большинстве, даже говоря такие слова ребенку, на самом же деле жизнью своей показывают совершенно обратный пример.

Признание личности ребенка с самого начала его сознательной жизни тоже очень существенно, а на это обращают обыкновенно слишком мало внимания при воспитании. Обычно родители полагают, что ребенок - их достояние, их собственность, с которой они могут поступать совершенно безотчетно, как с вещью. Только в том случае взрослые склоняются признать за ребенком его личную неприкосновенность, когда он в состоянии жить своим трудом.

Такое видение вопроса родителями истекает из их прошедшего, они в свое время пользовались (или не пользовались) теми же привилегиями, поэтому отдают только свой нравственный долг своему потомству. Но такое отношение совершенно неправильно, и ничего подобного допускать нельзя.

Взрослому, а тем более родителю важно самому понять, что чем более человек владеет собой, тем с большей любовью он будет относиться к ребенку, идеализируя в нем человека.

С образом человека непременно связано признание его личности и его неприкосновенности, но к этому человек приучается опять же только в молодости. Другими словами, как к нему относились и какое отношение он видел к другим, так и он будет относиться к окружающим.

Несомненно, с образованием отношение любого человека к другим людям становится более внимательным, но наибольший след оставляет все же то, что усвоено во время семейного периода развития ребенка.

Нужно видеть ребенка, которого никогда никто не оскорблял и не касался его личности, чтобы убедиться в том, насколько он чутко относится к людям и как близко он принимает всякое наносимое оскорбление. Такой ребенок всегда очень впечатлителен и более способен к образованию.

Это совершенно понятно: к нему всегда относились с полным вниманием, он не знал никаких оскорблений и связанного с ними угнетения, он сохранил такую энергию, при которой должен быть очень впечатлительным ко всему. Он очень наблюдателен, а при такой наблюдательности он легко набирает жизненный опыт.

Следует предоставлять ребенку необходимую свободу. В нем следует выработать умение разбираться в жизненных ситуациях. Детям необходимо вовремя помочь. Для воспитания нужно не большое время, а разумное использование того времени.

В многодетной семье ребенок привыкает с самых малых лет к коллективу, приобретает опыт взаимной связи. Если в семье есть старшие и младшие дети, между ними устанавливается опыт любви и дружбы в самых разнообразных формах, а родительская забота распределяется равномерно.

Перед детьми здесь проходят такие жизненные задачи, которые единственному ребенку недоступны. Многодетная семья предоставляет ребенку возможность упражняться в различных видах человеческих отношений: любовь к старшему брату и любовь к младшему брату - это совершенно различные чувства, умение поделиться с братом или сестрой, привычка посочувствовать им.

Можно с уверенностью сказать, что жизнь такой семьи исключает изоляцию и именно потому, что в большой семье на каждом шагу, даже в игре, ребенок привыкает быть в коллективе.

Истинная сущность воспитательной работы заключается в организации личной и общественной жизни взрослых и в организации жизни ребенка в этой среде. В воспитательной работе нет пустяков. Какой-нибудь бант в волосах девочки, та или иная шапочка, какая-нибудь игрушка - все это такие вещи, которые могут иметь в жизни ребенка самое большое значение.

Таким образом, можно сказать, что ребенок начинает учиться задолго до того, как перешагнет школьный порог. И чем лучше родители понимают, чему и как следует учить ребенка, чем последовательнее и целенаправленнее это делают, тем полнее, разностороннее и ярче раскрываются его возможности, тем гармоничнее он развивается. <o:p></o:p>

Ребенок должен хорошо владеть навыками и привычками культурного поведения: уметь вести себя с незнакомыми людьми, не стесняясь отвечать на вопросы и самому задавать их взрослым и товарищам. Он должен владеть также элементарными навыками самообслуживания и личной гигиены.

Научиться всему этому помогают строгий режим дня и выполнение постоянных обязанностей по дому. В посильных домашних делах у детей тренируется способность вовремя переключаться с игры на необходимое занятие. Безусловно, всему этому дети не научатся сами, без участия взрослых. Так что родители должны заранее об этом позаботиться. <o:p></o:p>

Общение с родителями, в том числе и совместные занятия должны доставлять ребенку удовольствие и радость. А для этого нужно, прежде всего, чтобы весело и интересно было самому взрослому. <o:p></o:p>

Родители должны помнить, что в формировании личности ребенка центр тяжести падает не на усвоение определенных знаний, а на создание тех предпосылок, которые прежде всего обеспечат правильное отношение ребенка к трудностям и успешное их преодоление, а также умение общаться.

Это создает предпосылки к умению строить адекватные межличностные отношения.<o:p></o:p>

 

 

Глава 2. Изоляция как одна из особенностей взаимоотношений в группе младших школьников

 

2.1. Особенности межличностных отношений младших школьников

 

Половина всей бодрствующей жизни ребенка проходит в работающем коллективе (школа, друзья в дворе и т.д.) и приблизительно половину своего свободного времени он проводит в коллективных играх со своими товарищами. Но и почти все остальное время ребенок работает по заданию школы, семьи и т.п.

Проблема структуры межличностных отношений младших школьников интересовала многих исследователей. Прежде всего потому, что именно в этом возрасте, когда коллектив еще только складывается, легче выделить причины проблем во взаимоотношениях и изменить положение ребенка в группе.

Младший школьный возраст - это особый период в жизни ребенка, который исторически выделился сравнительно недавно. Его не было у тех детей, которые вообще не посещали школу и у тех, для которых начальная школа была первой и последней ступенью образования. Появление этого возраста связано с введением системы всеобщего и обязательного неполного и полного среднего образования.

Конечно, первым условием успешной адаптации ребенка в начальной школе является наличие у него соответствующих мотивов обучения: отношение к нему как к важному, общественно значимому делу, стремление к приобретению знаний, интерес к определенным учебным предметам. И все же, познавательный интерес к любому объекту и явлению развивается в процессе активной деятельности самих детей. Только тогда дети приобретают необходимый опыт, когда им не мешают внутриличностные психологические причины.

Младший школьный возраст наиболее глубоко представлен в работах Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова и их последователей (Л.И.Айдарова, А.К.Дусавицкий, А.К.Маркова, Ю.А.Полуянов, В.В.Репкин, В.В.Рубцов, Г.А.Цукерман и др.). У ребенка имеется две сферы социальных отношений: ребенок-взрослый и ребенок-дети. Эти системы связаны игровой деятельностью. Благополучие ребенка зависит от внут





Все темы готовых работ →

Другие готовые работы по теме «психология»