или Зарегистрироваться

8-913-532-77-14

Информационно-консультационный центр для студентов

Готовые работыПсихология

Долговременная память детей дошкольного возраста

2004

Важно! При покупке готовой работы
сообщайте Администратору код работы:

04-0476

приблизительное количество страниц: 26



Соглашение

* Готовая работа (дипломная, контрольная, курсовая, реферат, отчет по практике) – это выполненная ранее на заказ для другого студента и успешно защищенная работа. Как правило, в нее внесены все необходимые коррективы.
* В разделе "Готовые Работы" размещены только работы, сделанные нашими Авторами.
* Всем нашим Клиентам работы выдаются в электронном варианте.
* Работы, купленные в этом разделе, не дорабатываются и деньги за них не возвращаются.
* Работа продается целиком; отдельные задачи или главы из работы не вычленяются.



Содержание
его в крови поднялось выше нормы, мы выделяем часть и сжигаем остальное, так что уровень сахара в крови нормализуется. Мышечное усилие, например, бег вверх по лестнице с максимальной скоростью, предъявляет повышенные требования к мускулатуре и сердечно-сосудистой системе. Мышцы нуждаются в дополнительном источнике энергии для такой необычной работы, поэтому сердцебиения становятся чаще и сильнее, повышенное кровяное давление расширяет сосуды и улучшается кровоснабжение мышц.

Каждое лекарство и гормон обладают специфическим действием[7]. Мочегонные увеличивают выделение мочи, гормон адреналин учащает пульс и повышает кровяное давление, одновременно поднимая уровень сахара в крови, а гормон инсулин снижает содержание сахара. Однако независимо от того, какого рода изменения в организме они вызывают, все эти агенты имеют и нечто общее. Они предъявляют требования к перестройке. Это требование неспецифично, оно состоит в адаптации к возникшей трудности, какова бы она ни была.

Другими словами, кроме специфического эффекта все воздействующие на нас агенты вызывают также и неспецифическую потребность осуществить приспособительные функции и тем самым восстановить нормальное состояние. Эти функции независимы от специфического воздействия. Неспецифические требования, предъявляемые воздействием как таковым, это и есть сущность стресса.

С точки зрения стрессовой реакции, не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись[8]. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации. Мать, которой сообщили о гибели ее единственного сына, испытывает страшное душевное потрясение. Если много лет спустя окажется, что сообщение было ложным, и сын неожиданно войдет в комнату целым и невредимым, она почувствует сильнейшую радость. Специфические результаты двух событий горе и радость совершенно различны, даже противоположны, но их стрессорное действие неспецифическое требование приспособления к новой ситуации может быть одинаковым.

Нелегко представить себе, что холод, жара, лекарства, гормоны, печаль и радость вызывают одинаковые биохимические сдвиги в организме. Однако дело обстоит именно так. Количественные биохимические измерения показывают, что некоторые реакции неспецифичны и одинаковы для всех видов воздействий...

Стресс это не просто нервное напряжение. Этот факт нужно особенно подчеркнуть. Многие неспециалисты и даже отдельные ученые склонны отождествлять биологический стресс с нервной перегрузкой или сильным эмоциональным возбуждением [23].Совсем недавно д-р Дж. Мейсон, бывший президент Американского психосоматического общества и один из наиболее известных исследователей психологических и психопатологических аспектов биологического стресса, посвятил прекрасный очерк анализу теории стресса. Он считает общим знаменателем всех стрессоров активацию физиологического аппарата, ответственного за эмоциональное возбуждение, которое возникает при появлении угрожающих или неприятных факторов в жизненной ситуации, взятой в целом. У человека с его высокоразвитой нервной системой эмоциональные раздражители практически самый частый стрессор, и, конечно, такие стрессоры обычно наблюдаются у пациентов психиатра.

-Стресс не всегда результат повреждения. Мы уже говорили, что несущественно, приятен стрессор или неприятен. Его стрессорный эффект зависит только от интенсивности требований к приспособительной способности организма. Любая нормальная деятельность игра в шахматы и даже страстное объятие может вызвать значительный стресс, не причинив никакого вреда. Вредоносный или неприятный стресс называют дистресс[30].

Слово стресс пришло в английский язык из старофранцузского и средневекового английского и вначале произносилось как дистресс. Первый слог постепенно исчез из-за смазывания или проглатывания, подобно тому, как дети превращают слово because в cause. Теперь слова эти имеют различное значение, несмотря на общность происхождения, так же как в литературном языке мы отличаем because (потому что) от cause (причина). Деятельность, связанная со стрессом, может быть приятной или неприятной. Дистресс всегда неприятен...[9]

Оптимальный уровень стресса Расположение и благодарность, а также их антиподы ненависть и жажда мести более всех других чувств ответственны за наличие или отсутствие вредного стресса (дистресса) в человеческих отношениях.

Сильные положительные или отрицательные чувства тесно связаны с условными рефлексами, которые первый начал изучать русский физиолог Иван Петрович Павлов. В отличие от врожденных безусловных реакций, условные рефлексы приобретаются в результате повторных сочетаний и обучения. Мы на опыте постигаем необходимость избегать всего, что вызывает отрицательные эмоции или приводит к наказанию, и усваиваем те формы поведения, которые приносят поощрение и вознаграждение, то есть вызывают положительные чувства.

Кратковременный стресс может привести к выгодам и потерям[1]. Они поддаются точному учету, можно объективно измерить признаки физиологического сопротивления. Когда все тело подвергается кратковременному интенсивному стрессу, результат бывает либо благотворным (при шоковой терапии), либо вредным (как в состоянии шока). Когда стрессу подвергается лишь часть тела, результатом может быть возросшая местная сопротивляемость (адаптация, воспаление) или гибель тканей, в зависимости от обстоятельств.

Существует стереотипная физическая модель ответа на стресс независимо от его причины. Исход взаимодействия со средой зависит в такой же мере от наших реакций на стрессор, как и от природы этого стрессора[5]. Нужно осуществить разумный выбор: или принять брошенный вызов и оказать сопротивление, или уступить и покориться.

В зависимости от наших реакций решение оказать сопротивление может привести к выигрышу или проигрышу, но в наших силах отвечать на раздражитель с учетом обстановки, поскольку мы знаем правила игры. На автоматическом, непроизвольном уровне выгода достигается с помощью химических ответов (иммунитет, разрушение ядов, заживление ран и т.д.), которые обеспечивают выживание и минимальное для данных условий разрушение тканей. Эти реакции либо спонтанны, либо направляются рукой опытного врача. В межличностных отношениях каждый может и должен быть своим собственным врачом, руководствуясь здравой, естественной философией поведения [6].

Лауреат Нобелевской премии Альберт Сент-Дьердьи выразил эту мысль очень четко: Деятельность человека направляется стремлением к счастью. Счастье это в значительной мере реализация самого себя, то есть удовлетворение всех духовных и материальных запросов. Удовольствие это удовлетворение потребности, и не может быть большого наслаждения без большой потребности. Способность создает потребность использовать эту способность [21].

Последействие стресса может быть длительным, даже когда стрессор прекратил свое действие. Известно много специфических реакций иммунитета, которые очень долго предохраняют организм после единственного соприкосновения с бактериями или змеиным ядом. Но имеется и неспецифическая сопротивляемость, которая приобретается регулярными умеренными нагрузками на наши органы, например на мышцы или на мозг. Здесь долговременный выигрыш состоит в том, чтобы держать их в хорошей форме, а долговременный проигрыш может быть вызван перенапряжением, приводящим к необратимым повреждениям тканей...

 

I.2. Социально-психологические исследования стресса

Необходимо признать, что многие углубленные исследования ряда частных проблем, связанных с проблемой стресса жизни, существенно обогатили наши знания социально-психологической сущности стресса.

Было показано, что социально-психологический стрессор характеризуется, в частности, изменением субъективной значимости общественного мнения для субъекта. Для одних его значимость при социальном давлении возрастает, для других может снижаться. Показано, что направленность этих изменений зависит, в частности, от оценки субъектом взаимоотношений в группе, т. е. психологического климата.

...Изменение при стрессе субъективной значимости окружения находится в зависимости от уровня выраженности и динамики изменений таких показателей личности, как место опоры при оценке ситуации, степень невротизма и интро-экстраверсии, тревожности, циклоидных колебаний настроения и т. п.[32].

Субъективная значимость ситуации находится в сложной, нелинейной зависимости с интенсивностью и продолжительностью стресса. Важным фактором в определении направления изменений отношения к мнению окружающих при кратковременном стрессогенном воздействии того или иного рода является исходная, возникшая до стресса оценка субъектом отношения к нему. Социальная полезависимость при неподтверждении при стрессе имевшихся до него полесигналов свертывается (уменьшается), снижается поведенческая активность. При доминировании социально-психологических проявлений стресса (социально-психологического синдрома стресса) обращение субъекта к общественному мнению увеличивается. У экстерналов это может проявляться в виде усиления опоры на окружающих, у интерналов в попытке увеличения психологического давления на них. При доминировании в экстремальных условиях интеллектуальной активности (как проявления стресса) экстравертивная ее форма увеличивает субъективную значимость общественного мнения, интровертивная форма снижает. Широко обсуждаются изменчивость и управляемость состояния тревожности. Райтменом в эксперименте было показано, что у ряда субъектов тревожность снижается в присутствии других людей. Однако П. Спектор и Ф. Зайсфрунк не подтвердили всеобщности его выводов. В их экспериментах снижение в присутствии других людей тревожности в ожидании шокового воздействия (ситуационной тревожности) возникало только как результат отвлечения внимания обследуемых. Видимо, влияние окружающих лиц на тревожность характера является более сложно дифференцированным явлением[25].

Были высказаны по меньшей мере две альтернативные гипотезы относительно влияния поддержки со стороны лидера рабочей группы и товарищей по группе на проявление производственного стресса. Согласно первой гипотезе, стрессогенные факторы и поддержка влияют на развитие стресса у субъекта независимо друг от друга, т. е. каждый из этих двух факторов оказывает прямое влияние при стрессе на такие психологические феномены, как удовлетворение деятельностью, самооценки и т. п.[10]. Вторая гипотеза предполагала, что поддержка, оказываемая субъекту во время его деятельности в стрессогенных условиях со стороны рабочей группы, препятствует возникновению у данного субъекта проявлений стресса [10]. Исследования, проведенные на группах моряков военно-морского флота США с регистрацией таких эффектов социально-психологического синдрома стресса, как ролевая неопределенность (двусмысленность), ролевой конфликт и т. п., показали большую правомерность первой гипотезы. Если расценивать эти данные как заслуживающие доверия, то следует считать, что социальная поддержка в группе, работающей в стрессогенных условиях, не снижая выраженности стресса, способствует переводу его неблагоприятных проявлений в благоприятные, т. е. дистресса в эустресс.

...Существуют два подхода в оценке активности общения в экстремальных условиях. Одни авторы говорят о тех или иных формах, видах общения людей при стрессе, подразумевая, что стресс сказывается на этом взаимодействии (взаимосодействии, взаимопротиводействии и т. п.). Другие рассматривают активность общения людей при стрессе как собственно стресс, т. е. как определенного рода в той или иной мере неспецифические проявления адаптационно-защитной активности человеческого сообщества. Эта активность интегрируется из общественного поведения отдельных людей при стрессе. Авторы, придерживающиеся второго подхода к анализу изменений общения при стрессе, рассматривают измененное в экстремальных ситуациях взаимодействие людей как особую форму стресса, как его социально-психологический субсиндром [11].

Таким образом, речь идет либо о результате влияния на характер общения стрессовых преобразований в индивидуальной структуре личностных особенностей и в функциональных системах организма индивида, либо об одном из проявлений стресса, но о проявлении иного уровня, чем стресс индивида. Во втором случае следует предполагать реальность стрессовых трансформаций уже не в одном человеке, а в группе, организации, коллективе в массе людей. Целесообразными могут стать и тот и другой подходы к анализу специфики общения при эмоциональной напряженности большинства взаимодействующих людей. Первый из указанных подходов может оказаться оправданным, когда основной массив исследования общения состоит из изучения таких феноменов, как общение при стрессе индивида, личности, общение в группе, в коллективе, но без подробного анализа экологических, эргономических, социологических аспектов адаптации людей к экстремальным факторам среды [16]. Второй подход более целесообразен при изучении адаптации общественного человека, сообщества людей при экстремальных условиях, вызванных природной и социальной средой. Использование в настоящей работе как предмета исследований прежде всего человека в его целостной биологической и социальной, общественной сущности делает целесообразным рассмотрение особенностей общения в экстремальных условиях как субсиндрома стресса, сплетающегося и взаимодействующего с другими формами проявлений стресса, с другими его субсиндромами [16].

Изменения общения при стрессе могут возникать как при действии на человека физических, физиологических стрессов, так и в результате контактов с людьми, характер общения которых изменен имеющимся у них стрессом. Целесообразно использовать три уровня анализа изменения общения как субсиндрома стресса. Первый (мегауровень) должен охватывать анализ взаимодействия людей в их общении на протяжении больших отрезков времени, сопоставимых с продолжительностью жизни поколений, с учетом так называемого стресса жизни, т. е. изменения особенностей личностных характеристик и показателей здоровья, возникающих под влиянием длительных социальных, биологических и физических стрессоров, действующих локально на группу людей или на широкие слои населения. Второй (метауровень) относится к анализу отдельных актов общения людей при стрессе с учетом их индивидуальных профессиональных и т. п. особенностей, а также с учетом специфики стресс-факторов. Третий уровень анализа (микроуровень) должен относиться к изучению отдельных, сопряженных элементов общения при стрессе, раскрываемых специальными методами исследования (психофизическими, инженерно-психологическими и т. п.) [18].

Естественно полагать, что признаки субсиндрома общения при стрессе могут так или иначе проявляться на разных этапах развития стресса как важный элемент адаптационно-защитных ответов индивида на экстремальность ситуации. Взаимодействие совокупности людей при стрессе должно создавать более эффективный защитный потенциал, чем антистрессовый потенциал отдельного человека. Стрессовые изменения общения вплетаются в структуру жизнедеятельности, поведения, рабочей активности людей. Они могут существенным образом, отрицательно или положительно, влиять на психологический климат коллектива, на производительность труда, на успешность преодоления экстремальных ситуаций. При разработке мер овладения стрессом необходимо, учитывая конкретные, частные факторы формирования рассматриваемого синдрома, базироваться на анализе общих закономерностей социально-психологических феноменов, особым образом проявляющихся в экстремальных условиях. Характер и динамика субсиндрома изменения общения при стрессе обусловливаются набором стрессоров, индивидуальными и личностными особенностями людей, на которых действуют эти стрессоры, социокультурными нормами, предусматривающими набор средств управления стрессом.

 

I.3. Сахарный диабет и гипертоническая болезнь особенности заболеваний

Сахарный диабет. Еще за полторы тысячи лет до нашей эры древние египтяне в своем медицинском трактате "Папирус Эберса" описывали сахарный диабет, как самостоятельное заболевание. Великие врачи Древней Греции и Рима неустанно размышляли об этой загадочной болезни. Лекарь Аретаиус придумал ей название "диабет" - по-гречески "протекаю, прохожу сквозь". Ученый Цельс доказывал, что в возникновении сахарного диабета виновато несварение желудка, а великий Гиппократ ставил диагноз, пробуя мочу пациента на вкус. Кстати, древние китайцы тоже знали, что при сахарном диабете моча становится сладкой. Они придумали оригинальный метод диагностики с помощью мух (и ос). Если муха садится на блюдце с мочой, значит, моча сладкая, а пациент болен.

Сахарный диабет - это заболевание, которое характеризуется высоким содержанием сахара в крови и появлением сахара в моче.

Существует два типа диабета.

1.                Инсулинозависимый диабет (диабет первого типа) развивается в основном у детей и молодых людей.

2.                Инсулиннезависимый диабет (диабет второго типа) обычно развивается у людей старше 40 лет, имеющих избыточный вес. Это наиболее распространенный тип болезни (встречается в 80-85% случаев).

Развитие сахарного диабета 1 типа связано с нарушением работы поджелудочной железы. Она перестает вырабатывать гормон инсулин - вещество, регулирующее уровень сахара в крови. При сахарном диабете 2 типа инсулин вырабатывается, как положено, но клетки организма перестают его воспринимать.

На вопрос: "Почему возникает диабет?" - ученые пока так и нашли ответа. Точно установлено только одно: диабетом нельзя заразиться при контактах с больным человеком.

Спровоцировать диабет могут:

                    плохая наследственность (диабет у кровных родственников);

                    ожирение;

                    малая физическая активность;

                    сбои в иммунитете;

                    заболевания поджелудочной железы: рак и панкреатит;

                    вирусные инфекции: краснуха, ветряная оспа, гепатит и даже грипп;

                    стрессы;

                    пожилой возраст;

                    злоупотребление алкоголем и сладким;

                    ушибы живота и головного мозга.

В результате нехватки инсулина организм не может использовать глюкозу, она накапливается в крови. Избыток глюкозы выводится с мочой, что приводит к частому мочеиспусканию. Потеря жидкости обуславливает повышенную жажду и потребление большого количества воды.

Сахарный диабет приводит к нарушению углеводного обмена, а, следовательно, страдают все жизненно важные процессы в организме.

Другие симптомы сахарного диабета:

                    быстрое похудание;

                    обезвоживание организма;

                    повышенная утомляемость;

                    слабость;

                    плохой сон;

                    зуд кожных покровов.

Сахарный диабет первого типа иногда проявляется резким ухудшением состояния, когда наступает выраженная слабость, появляются боли в животе, рвота, запах ацетона изо рта (кетоацидоз). Если кетоацидоз вовремя не распознать и быстро не устранить, больной может потерять сознание и умереть.

Диабет второго типа обычно развиваются постепенно в течение длительного времени.

Данные последних исследований подтверждают, что у людей, страдающих сахарным диабетом, часто бывает ряд психологических проблем и психических расстройств. Такие нарушения не только причиняют страдания, но также влияют на лечение и исход самого сахарного диабета.

Психофизиологическая адаптация к сахарному диабету. Ввиду важности самопомощи, способ, которым люди приспосабливаются к наличию у них cахарного диабета, является решающим для его исхода. Им определяется риск развития как серьезных соматических осложнений, так и появления психологических проблем или психического расстройства. Развитие cахарного диабета, особенно 1 типа, приносит много ограничений и трудностей. После диагностики часто бывает медовый период, длящийся в течение нескольких недель или месяцев. Оказывается, что в течение этого времени человек хорошо адаптируется к требованиям и ограничениям лечебного режима. Присутствует элемент новизны и поэтому обследование и прием лекарственных препаратов не является тягостным и обременительным. При определенных обстоятельствах некоторая часть людей хуже адаптируется к требуемому режиму. Они проходят стадии, сходные с теми, которые бывают в реакции горя: неверие, отрицание, гнев и депрессия. Сходство с реакцией горя возможно, потому что cахарный диабет представляет собой угрозу различных утрат: потерю работы или возможности сделать карьеру, утрату сексуальной и репродуктивной функций, потерю зрения или конечностей или ощущения контроля над собственной жизнью и будущим. Сахарный диабет наряду с другими хроническими соматическими заболеваниями создает многочисленные психологические преграды [11].

Круг возможных отдаленных исходов cахарного диабета очень широк, начиная от незначительных соматических осложнений и заканчивая слепотой, ампутацией конечностей, почечной недостаточностью или нейропатической болью. В клиниках для больных сахарным диабетом часто сталкиваются с плохим исходом заболевания, и, вероятно, неопределенность в отношении исхода cахарного диабета является особой проблемой для тех людей, у которых есть опыт неблагоприятного течения болезни у друзей или родственников. Необходимо активно и сочувственно рассматривать эти переживания для того, чтобы избегать ненужной для больного психотравмы. Лечение и исход cахарного диабета в наше время намного улучшились с тех пор, как его диагностировали у пожилых родственников больных.

Тип психологической адаптации Установлено, что при некоторых соматических заболеваниях отрицание было адаптивным и полезным способом психологического приспособления [12] заканчивая слепотой, ампутацией конечностей, почечной недостаточностью или нейропатической болью. В клиниках для больных сахарным диабетом часто сталкиваются с плохим исходом заболевания, и, вероятно, неопределенность в отношении исхода cахарного диабета является особой проблемой для тех людей, у которых есть опыт неблагоприятного течения болезни у друзей или родственников. Необходимо активно и сочувственно рассматривать эти переживания для того, чтобы избегать ненужной для больного психотравмы. Лечение и исход cахарного диабета в наше время намного улучшились с тех пор, как его диагностировали у пожилых родственников больных.

Некоторые считают, что cахарный диабет поглотил их жизнь, что ведет либо к чувству беспомощности, либо к чувству гнева, бурной реакции.

Из-за беспокойства в отношении того, как другие люди воспримут их диагноз, особенно работодатели или агенты по страхованию жизни, некоторые больные держат его в секрете. Ввиду возможности развития гипокликемии и других потенциальных нарушений сохранение своего заболевания в тайне может быть очень опасно.

По соблюдению указаний врача можно определить, в какой степени поведение человека (прием лекарственных препаратов, диета или изменение образа жизни) совпадает с советом врача или консультанта по вопросам здоровья [15]. Существует тенденция рассматривать трудности психологической адаптации как синонимические несоблюдению указаний врача. Однако это сверхупрощенный и не приносящий пользы подход, который допускает, что существует единый план специфического лечения, являющийся эффективным при всех обстоятельствах. В действительности люди должны видоизменять свой режим в соответствии с результатами анализов крови и мочи, уровнем активности, наличием инфекционных и других заболеваниий, то есть иметь четко установленный план лечения, который они должны соблюдать. Более ценным для описания этого является термин самопомощь. Существует много предположений, почему поведение больного отклоняется от обычно рекомендуемого режима лечения. Когда возникают трудности с регулированием концентрации глюкозы в крови, важно найти какое-либо несоответствие между режимом питания и лечения и предпочитаемым образом жизни. Данные современных исследований подтвердили важность мотивации при cахарном диабете, а также то, что она может способствовать улучшению регулирования содержания глюкозы в крови, используя мотивирующие интервью [16].

Проявления психологических трудностей Люди, страдающие cахарным диабетом, могут предъявлять жалобы на психологические трудности, вначале часто проявляющиеся в изменении поведения. Например, возможно сокращение частоты проверки концентрации глюкозы в крови или ее полное прекращение, больные могут пропускать инъекции инсулина, а также отказываться от полезных привычек питания. Могут развиваться или усугубляться такие вредные привычки, как курение, злоупотребление алкоголем либо другими психоактивными веществами. Рассматривая такие обстоятельства, следует помнить о нескольких моментах.

К плохому регулированию содержания cахара в крови следует подходить как к проблеме с мультифакториального происхождения.

Человека, страдающего cахарным диабетом, необходимо вести тщательно, используя специалистов как терапевтической, так и психиатрической бригад.

Способность справиться с cахарным диабетом можно повысить полным сочувствия и понимания подходом, предлагая советы и эффективное обучение. Некоторые люди, страдающие cахарным диабетом, и члены их семей находят очень полезной серию буклетов Совладание с..., опубликованных Британской диабетической ассоциацией. Однако возникновение трудности регулирования содержания глюкозы в крови обычно является не просто результатом недостаточного обучения; оценка обучения как средства улучшения неадекватной самопомощи показывает, что оно в значительной степени является неэффективным. Медицинские сестры, специализирующиеся на работе с больными cахарным диабетом, занимают выгодную позицию для оказания помощи, они стремятся осмотреть большинство лиц с плохой психологической адаптацией и психическими нарушениями. Тем не менее важно быть уверенными в том, что они выполняют эту работу, и с целью ее облегчения обеспечивать соответствующее консультирование и поддержку со стороны психиатров [4].

Лабильный cахарный диабет. Примером чрезмерно выраженной дизадаптации к cахарному диабету является лабильный cахарный диабет. Он характеризуется значительными колебаниями содержания глюкозы в крови, часто с многократными случаями неотложной госпитализации. В настоящее время широко принята точка зрения, что лабильный cахарный диабет это поведенческая, а не патофизиологическая проблема [13]. В авторитетном в этой области медицины труде Tattersal & Walford (1985) пришли к выводу, что такие больные ни безумные, ни плохие, но позволяют себе потенциально опасное поведение, частично потому, что пренебрегают его последствиями, но чаще потому, что оно окупается в смысле удовлетворения других потребностей, независимо от того, любовь ли это или кров, благоприятное мнение или бегство от какого-либо иного неразрешимого конфликта.

Для вовлечения человека в психологическую работу (а он может выполнять ее с большой неохотой или даже проявлять враждебность) очень важны сочувствие и такт, грубоватой конфронтации следует избегать. Во время обследования следует выяснять значимые психосоциальные факторы и заниматься ими. Затем устанавливают связь между периодами ухудшения регулирования содержания глюкозы в крови и эмоциональным дистрессом или трудностями социального характера. Важна настойчивая и последовательная работа, требующая тесной связи между специалистами психиатрической и терапевтической бригад. В течение определенного периода времени может понадобиться лечение в терапевтическом стационаре, при этом ведущий врач должен взять на себя руководящую роль в работе с человеком и координировании участия специалистов терапевтической и психиатрической бригад. Конфронтация не всегда полезна: признаком успеха в этих трудных случаях заболевания является тактика сдерживания прогрессирования заболевания и стабилизация процесса с обязательным устранением лежащих в основе cахарного диабета нарушений, улучшенное регулирование содержания глюкозы в крови и, в перспективе, сокращение случаев госпитализации.

Депрессивные расстройства. Депрессивный психоз с тревогой или без нее наиболее распространенное расстройство, наблюдаемое у больных cахарным диабетом. Данные некоторых исследований подтверждают, что депрессия и/или тревога могут поражать до 50% молодых людей с плохо поддающимся лечению cахарным диабетом I типа [11]. Показатели распространенности депрессии достоверно выше, чем в общей популяции, и на самом крайнем конце континуума показателя распространенности депрессии у соматически больных. Но предполагается, что по крайней мере часть такого повышенного риска обусловлена трудностями психосоциального характера, которые сопровождают cахарный диабет, хотя органические факторы, несомненно, также имеют значение [12].

Гипертоническая болезнь или гипертензия, повышенное кровяное (артериальное) давление, т.е. состояние, при котором давление крови на стенки артерий превышает норму. Постоянно повышенное кровяное давление (КД) является самой распространенной причиной заболеваемости и смерти. В настоящее время доказано, что у страдающих гипертонией в отсутствие эффективного лечения резко возрастает риск инсультов и инфарктов, а также почечной и сердечной недостаточности. Вместе с тем гипертония протекает почти без симптомов, за исключением головной боли у отдельных больных, поэтому ее и называют молчаливым убийцей.

В большинстве промышленных стран мира гипертонией страдают от 10 до 20% населения; меньшая или большая ее распространенность в отдельных регионах может быть связана с особенностями питания или генетическими факторами. Женщины страдают гипертонией несколько чаще мужчин, большая склонность к ней отмечается и среди представителей черной расы.

Измерение кровяного давления. Чтобы сердце могло прогонять кровь через систему кровообращения, необходим определенный уровень КД. Без него артерии спадались бы и кровь не поступала в органы и ткани.

При каждом сердечном сокращении происходит выброс крови в артерии, что вызывает волну давления и растяжение их стенок. В этот момент измеряется систолическое давление. Затем сердце расслабляется, заполняясь кровью для следующего сокращения, а артерии приходят в исходное состояние в этот момент измеряется диастолическое давление.

Величину КД выражают дробью, в числителе которой указывают систолическое, а в знаменателе диастолическое давление в миллиметрах ртутного столба (мм рт.ст.). У здорового взрослого человека КД составляет 120/80 мм рт.ст. Давление, превышающее 150/95 мм рт.ст., считается повышенным, при этом рекомендуется принимать соответствующие лекарственные средства. Однако нормальные значения КД определяются также возрастом: с годами оно обычно увеличивается. Поэтому чем моложе человек, тем большее значение имеет даже небольшое повышение КД.

Причины. Организм регулирует КД в основном двумя способами: путем сужения сосудов и путем изменения объема жидкости. Сужение сосудов достигается повышением тонуса гладких мышц артериальных стенок. В ответ на сигналы, поступающие из симпатической нервной системы, эти мышцы сокращаются, что приводит к сужению просвета артерий. Чем сильнее сокращение, тем выше сопротивление кровотоку и выше КД.

Объем крови в организме зависит от количества содержащейся в ней воды, а чем больше жидкости, тем выше давление. Регуляция объема жидкой части крови осуществляется через почки, в которых происходит выделение или задержка натрия (соли). Соль притягивает воду. Поэтому если в тканях и кровотоке соль задерживается, там накапливается вода. Однако если почки выводят соль, вода выделяется из организма с мочой. В поддержании водно-солевого баланса принимает участие и калий.

Если системы, ответственные за нормальное соотношение между степенью сужения сосудов и объемом жидкости, разлаживаются по ряду не совсем ясных причин или выходят из строя в результате болезни, то возникает артериальная гипертония. Так, выведение натрия бывает нарушено при заболевании почек или может быть подан ошибочный сигнал к выделению гормонов, вызывающих сужение сосудов (возможно и сочетание этих обстоятельств). Некоторые опухоли бесконтрольно продуцируют гормоны, вызывающие задержку натрия, или же сосудосуживающие вещества. Возникающее в результате длительное повышение КД может приводить к разрыву кровеносных сосудов. В случае развития атеросклероза снижается эластичность стенок артерий, вследствие чего возрастает нагрузка на сердце и происходит увеличение его размеров.

В некоторых случаях причина гипертонии устраняется путем хирургического удаления опухоли, восстановления нарушенного кровоснабжения почки или даже удаления пораженной почки. Однако около 85% лиц с повышенным КД страдают т.н. гипертонической болезнью, причины которой неясны. Другое название этой болезни первичная, или эссенциальная, гипертензия четко указывает на то, что она возникает первично, а не как следствие иного заболевания. В одних случаях она связана преимущественно с увеличением объема жидкости, в других с чрезмерным сужением сосудов, а иногда и с тем и с другим.

Влияние психоэмоционального стресса на артериальное давление.

Исследования, приведенные в предыдущих разделах, подтверждают предположение, что наряду с генетическими и приобретенными факторами определенное участие в возникновении и/или усилении артериальной гипертонии принимает и отрицательно переживаемый хронический стресс (дистресс). Тем самым в развитии артериальной гипертонии участвует центральная нервная система, особенно повышенная активность симпатической нервной системы. Таким образом, прежде всего при генетической предрасположенности возможно появление эссенциальной артериальной гипертонии, вызываемой в том числе и психоэмоциональным дистрессом, [13, 14, 15].

Длительная активация симпатической нервной системы ведет к изменению барорецепторного рефлекса с настройкой АД на более высоком уровне. Тонус блуждающего нерва понижается, АД и частота сердечных сокращений повышаются.

Длительное повышение активности симпатической нервной системы может также вызывать гиперинсулинемию с ее известными отрицательными последствиями в виде задержки почечной экскреции натрия и воды, нарушения клеточного транспорта электролитов, развития гипертрофии сосудов и появления метаболического синдрома. В ход





Все темы готовых работ →

Другие готовые работы по теме «психология»